Как восстановить отношения с подростком. Как наладить отношения с сыном? Как родителю добиться уважения от бабушек и дедушек

Подростки могут казаться самостоятельными и независимыми, но на самом деле этот возраст - очень уязвимый период...

Подростки могут казаться самостоятельными и независимыми, но на самом деле этот возраст - очень уязвимый период.

Подростки - это уже не маленькие дети, но еще не взрослые. И они все так же нуждаются в крепких и хороших отношениях с близкими взрослыми.

Мы предлагаем вам идеи, как можно укрепить отношения и поддержать подрастающих детей.

Как наладить отношения с подростком

1. Слушать и слышать, воздерживаясь от лишних советов и задевающих комментариев.

2. Искренне интересоваться его/ее увлечениями, музыкой, хобби (даже если взрослому они не слишком интересны).

3. Устраивать family day, когда вся семья собирается и проводит время вместе. Можно попросить ребенка написать на небольших листках интересные занятия, которые ему нравятся (поход в кино, прогулка, посещение определенных мест, игра в футбол, поход с мамой в салон красоты и т. д.) и которые он бы хотел осуществить вместе с семьей, сложить эти бумажки в банку, на каждый family day вытаскивать одну или несколько и воплощать в жизнь эти пожелания.

4. Пересматривать вместе семейные фотографии.

5. Устраивать выезды, где можно побыть вместе всей семьей.

6. Принимать командное участие в семейных мероприятиях (например, семья может участвовать командой в спортивном ориентировании, гео-кешинге, квестах, игре в боулинг и т. д.).

7. Заниматься чем-то вместе: ездить в походы, на рыбалку, заниматься единоборствами, вместе сходить к стилисту, на маникюр, к косметологу, подобрать гардероб.

8. Составить ТОП-10 интересных идей для совместного времяпровождения и постепенно воплощать их в жизнь.

9. Спросить у ребенка, чем бы он сам хотел заняться с семьей.

10. Проводить семейные встречи с близкими и дальними родственниками и другими взрослыми, на которых будут совместные объединяющие занятия для всех поколений.

11. Помогать ребенку налаживать отношения с другими близкими взрослыми, которым вы доверяете.

12. Попробовать наладить отношения с родителями друзей ребенка и проводить совместные праздники, прогулки, выходные, поездки.

13. Интересоваться друзьями ребенка, приглашать их в гости, играть в настольные игры или заниматься любыми занятиями, которые помогут ближе познакомиться с друзьями ребенка и наладить отношения между ними и вашей семьей.

14. Регулярно кормить всех приятелей подростка (еда - это один из основных способов подтверждения своей Заботливой Альфы).

15. Помогать там, где подросток нуждается в помощи, например в учебе, сходить вместе к врачу и т. д. (они уже очень самостоятельные, но все же нуждаются в поддержке).

16. Найти общие увлечения для семейных вечеров: настольные игры, кроссворды, загадки, совместное чтение, просмотр и обсуждение фильмов и т. д.

17. Импровизировать и предлагать заботу там, где подросток ее не ожидает: пригласить его на обед в кафе, приготовить любимый завтрак, испечь торт, напечь смешных блинчиков (как в детстве) и т. д. Не так важно, какое это именно занятие, важен момент приятной неожиданности и принятие во внимание интересов подростка.

18. Устраивать совместные активные прогулки: спорт, велосипед, ролики, походы, прогулки в парке и т. д.

19. Оплатить билеты на какой-нибудь дорогой и желанный концерт (ещё лучше, если концерт в другом городе) и пойти вместе.

20. Предложить вместе попробовать что-то новое. Это может быть что угодно - от полета на воздушном шаре или конной прогулки до попытки научиться есть китайскими палочками.

21. Проявлять заботу: взбить подушку, застелить кровать, помочь собрать вещи.

22. Помочь ему найти взрослых наставников, тренеров, которые могут научить его чему-то интересному и заодно стать взрослыми друзьями.

23. Организовать поход в магазин, где ребенок сам выберет понравившиеся ему вещи (даже если взрослому они не по душе).

24. Устроить совместную фотосессию или предложить сфотографировать ребенка.

25. Предложить вместе приготовить любимое блюдо.

26. Попросить помощи в бытовых делах, например починить кран или что-то отремонтировать с папой.

27. Подарить посещение мастер-класса на интересную тему. Может быть, ребенок давно хотел научиться снимать видео для блога, сделать свой сайт, что-то смастерить в гончарной или столярной мастерской, научиться шить из кожи, готовить, попробовать себя в роли журналиста или сделать что-то еще.

28. Обсуждать и вовлекать ребенка в разговоры, интересоваться его мнением на какие-то взрослые темы, например, о происходящем в стране или в мире, об экологии и т. п.

29. Выбрать день в неделю, когда семья проводит время совместно и без гаджетов. Если не получается целый день, это может быть час или пара часов.

30. Сделать что-то доброе для других вместе: помочь в приюте для собак, смастерить скворечник, купить продукты бабушке - любое дело, которое может вас объединить.

31. Вместе прокатиться на машине по ночному городу.

32. Затеять вместе перестановку дома.

33. Повесить на видное место (например на холодильник) виш-листы для всех членов семьи, в которые каждый может записывать, какие подарки он хотел бы получить. Неожиданно исполнять желания ребенка (по мере возможности, конечно). Можно оговорить, что желания могут быть как материальные, так и не требующие больших затрат (например посещение каких-то мест).

34. Вместе составить генеалогическое дерево семьи, собрать фотографии из семейных архивов, расспросить родственников об интересных фактах из жизни кого-то из предков.

35. Вместе составить календарь предстоящих праздников, дней рождения родственников и друзей ребенка, помочь спланировать и подготовить подарки.

36. Вместе сварить глинтвейн (безалкогольный) или приготовить вкусные коктейли.

37. Вместе посадить деревья.

38. Научиться делать интересный фокус и потом научить ребенка.

39. Составить плей-лист своих любимых песен и попросить составить ребенка свой (потом можно загрузить эти песни в домашний проигрыватель).

40. Рассказывать о своем детстве, своих ошибках, переживаниях, горестях и радостях того времени.

41. Вспомнить детство и подурачиться: вместе посмотреть детский мультик, покататься на каруселях, качелях, поиграть в снежки - ведь все мы в душе дети.

42. Запланировать совместное путешествие и заранее посмотреть фильмы или почитать книги про этот город или страну.

44. Научить тому, что вы умеете сами.

45. Попросить ребенка научить чему-то вас, чего вы не умеете.

46. Взбить подушку на ночь, заправить кровать, посадить рядом любимую игрушку или сделать что-то еще приятное, проявить заботу.

47. Встретить, проводить, подвезти на машине.

48. Подложить в карман шоколадку, конфету, сухофрукты, орешки или небольшой перекус перед дорогой.

49. Не выбрасывать его старые блокноты и тетради, коллекцию камней и другие вещи, которые он почему-то хранит.

50. Ненавязчиво выразить поддержку перед важными событиями и после них (отправить смс, положить записку в карман, спросить, как прошел день и выслушать).

51. Интересоваться ежедневной жизнью ребенка, сохраняя за ним право не говорить о том, о чем он говорить не хочет, но поддерживая ощущение, что на вас в любой момент можно положиться или попросить о помощи.

52. Передавать ему ответственность за те сферы его жизни, с которыми он справляется, и помогать там, где еще получается не все.

53. Хранить доверенные вам секреты и не обсуждать ребенка с другими в его присутствии.

54. Спрашивать разрешения, прежде чем опубликовать в интернете или кому-то показать его фотографии.

55. Не критиковать внешность, одежду, новую прическу (можно обсуждать и говорить о том, что у вас другое мнение, но подбирать не ранящие слова).

56. Посоветоваться, прежде чем принять решение, касающееся его самого.

57. Помогать принимать изменения взрослеющего и меняющегося тела и голоса: поговорить, подарить хорошие и деликатные книги о происходящих изменениях.

58. Не забывать завладевать вниманием подростка: улыбаться, обнимать и проявлять внимание не только, когда вам что-то нужно от ребенка.

59. Помнить, что у каждого есть право на ошибки.

60. И, конечно, почаще говорить простые и приятные слова, напоминать о том, что он дорог и любим. опубликовано .

Юлия Варлакова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

анонимно

Сыну 15 лет, я разведена, живем с сыном вдвоем.Последний год у нас очень напряженные отношения.Он очень грубо со мной разговаривает,обзывает, считает, что я "слишком правильная",все мои хорошие человеческие качества(доброта,честность) считает недостатками, так как "все сейчас злые и это норма","жить надо,заботясь о себе, а не тратить время на помощь другим людям". Считает, что я в жизни ничего не добилась, мало зарабатываю, в общем критически меня оценивает. Учится в школе он хорошо,поведение в школе нормальное, со стороны школы на него жалоб нет.Ему очень не нравится, когда в течение учебного года я задаю вопросы о том, как дела в школе,какие оценки получил-говорит, что я его "достала."Не нравится, когда я звоню с работы и спрашиваю, все ли нормально в то время,когда он пришел из школы. Самая распространенная фраза в отношении меня:"ты меня достала", хотя то, что я спрашиваю его, это по моему мнению, обыкновенная родительская забота.Он очень много времени проводит дома, не стремится к общению со сверстниками, больше всего любит смотреть телевизор. Подскажите, как наладить отношения.

Здравствуйте! Переходный возраст детей очень тяжёлый период для большинства родителей: подростки агрессивны, часто хамят, ленятся учиться и не хотят помогать по дому. А многие подростки в этот период вообще считают родителей врагом номер один! «Переходный возраст» - неизбежное последствие современной цивилизации. В старые времена жизнь была намного тяжелее, и дети рано принимали на свои плечи солидную часть трудностей, что ускоряло их взросление. А вот с развитием цивилизации всё усложнилось. Потребовался период для перехода от детства к взрослой жизни. С точки зрения подростка «взрослый» - это тот, кому можно то, чего нельзя детям. Например: выпивать, курить, материться и поздно приходить домой. И если все это делать, то наверняка все поймут, что ты вырос, стал взрослым. Этот проблемный вариант знаком многим. Но гораздо меньше проблем у тех родителей, которые с детства воспитывает в ребенке взрослость, чувство ответственности. В некоторых семьях, например, когда всемье нет отца, дети рано взрослеют и роль отца выполняет старший сын. Ему незачем кому-то что-то доказывать. Если же привлечь его к домашним обязанностям только в пятнадцать, объяснить подростку, почему именно теперь ему нужно помогать по дому, невозможно. Втолковывая ему, что он уже взрослый, вы в ответ услышите упрек, что еще месяц назад его считали маленьким и позволяли ничего не делать, а теперь он почему-то резко «вырос» .Почему подросток принимает в штыки любую нашу просьбу? У подростка возрастной кризис, он выстраивает новое, более взрослое видение себя, и самый эффективный способ – отказаться от всего предыдущего, «детского» ( называют это термином «отстроиться»). Вот поэтому дух противоречия для подростков так естественен. Иногда он будет гораздо сильнее, по принципу: чем сильнее ваше действие, тем мощнее его противодействие. То есть подросток скорее откажется выполнять ту нашу просьбу, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти. Тут действовать надо так же, как и с посудой. Просить, объяснять свое волнение и беспокойство. Ваши шансы быть услышанными только возрастут. Удачи Вам и терпения. Как мне представляется, для него сейчас куда важнее - авторитетное мнение старшего товарища или друга..! Очевидно, Вы воспитываете его сама, или парень просто не имеет должной поддержки от отца, и тогда ситуация куда как понятна..! Попытайтесь переломить ситуацию в лучшую сторону, привлечь к воспитанию сынишки, кого то из старших и авторитетных для него мужчин. Ему необходимо помочь пройти этап взросления, с наименьшими потерями. Но и сами конечно не идите у него на поводу, ведь потыкая его желаниям и задабривая, Вы сделаете только хуже, при этом - окончательно потеряете авторитет в его лице! Здесь родителям придётся пойти на хитрость. Например, сослаться на усталость, плохое самочувствие и попросить помочь с посудой. Лучше не упрекать подростка в лени, а просто попросить, ведь вы действительно устаете после работы. И скорее всего, реакция будет положительной.

С Вами Оксана Манойло и сегодня оговорим о том, как наладить отношения с подростком.

Ниже в статье мы попробуем разобраться в причинах, следствиях и том, что делать, чтобы наладить отношения с взрослеющим ребенком.

Детство любимого ребёнка быстротечно. Вдруг мы сознаём, что наш ребёнок – это уже совсем не умильный пухлощёкий малыш, а уже вполне себе взрослая личность, которая учится отстаивать своё мнение.

И очень часто бывает так, что это время перехода от детства к взрослости в жизни вашего ребёнка, становится едва ли не самым сложным периодом вашего с ним взаимодействия. И вот незаметно наступает тот момент, когда мы неожиданно задаемся вопросом: «Как наладить отношения с подростком?»


Очень часто грустными мамами, вымотанными чередой безконечных ссор с их ещё недавно улыбчивыми и мягкими, а теперь непредсказуемыми и своенравными детьми, задаётся вопрос: «Как мне улучшить наши отношения с сыном/дочерью?»

И они не догадываются, что вопрос поставлен в корне не верно. Улучшить отношения с подростком – невозможно. Можно лишь улучшить МОЁ отношение к ребёнку-подростку. Это колоссальная разница.

Самое главное, что нужно помнить о подростковом возрасте.

Вообще есть одна аксиома, которую хорошо бы заучить и помнить всем, кто, так или иначе, сталкивается с подростковой средой. С детьми подросткового возраста простых, лёгких, в постоянной любви и мире отношений быть не может.

Просто потому, что подростки живут в ужасных мучениях, обусловленных огромным количеством факторов. Это и гормональные всплески, и включение программ разотождествления с родителями, подготавливающие к тому, чтобы уйти во взрослое «свободное плавание» в скором будущем. И всё ещё цепко держит программа «любимый малыш», и неприятие одного и желание другого, а потом враз и с точностью наоборот.


И непонимание со стороны окружающих, и безконтрольные перепады эмоционального состояния от безудержного веселья до состояния злобы и тотальной , и наличие стремления при отсутствии возможностей, и, наоборот, нежелание проявлять себя в вынуждающей на активность обстановке, непринятие себя нового, и ещё много-много чего.

Ещё один момент состоит в том, что дети-индиго, а это весомая доля детей, которые являются подростками в наши дни, несут с собой серьёзные и нелёгкие программы на воплощение.

Эти программы обуславливают как раз складывание вокруг таких детей ситуаций, когда им надо буквально «принимать огонь на себя», что порождает, разумеется, проблемы и в школе и в коллективе.

И это всё при их врождённом стремлении «звездить», быть на виду, стремлении быть «первыми», победителями и так далее. Они не могут прятать себя, они не для этого пришли в этот мир, и получается так, что из-за этого своего качества, пока не сформировались, «гребут по полной».

Поэтому даже если бы подросток и хотел жить в любви и ласке, у него это никак не получается, потому, что слишком тяжёл крест подросткового состояния, особенно сейчас.


Как улучшить отношения?

Поэтому ещё раз. Нужно улучшить МОЁ отношение к моему ребёнку-подростку, особенно в те моменты, когда ему плохо. Нужно, чтобы Я не нервничала, чтобы Я не страдала, чтобы Я в этот момент любила его. А это всё происходит только при наличии двух факторов.

Первый – это понимание того, что он попросту не может вести себя по-другому. А второй – это внутренняя ресурсность и наполненность матери. Более того, следить за тем, чтобы самой находиться в состоянии , в состоянии гармонии и равновесия — это основная .

Провокационное поведение подростка

Есть ещё один момент. Часто провокационное поведение подростка к родителю может иметь место потому, что родитель . Бешенство подростка проявляется как безсознательная бурная реакция в ответ на наше лицемерие. Простой пример. Матери хочется удушить сына за его хамское поведение, а она «сохраняет лицо» и делает вид, что всё хорошо.


Она и не признаёт его право вести себя так и сдерживает внутри себя негодование. Подросток чувствует это неприятие и двойственность по отношению к себе и выводит это из родителя наружу непотребным поведением. Поэтому задача матери честно признаться самой себе — меня бесит мой сын, как мне справиться с этим бешенством.

Любопытно, что одно только признание наличия внутри себя, проговаривание её и принятие её как данности, способно снизить накал страстей вполовину. И совершенно не нужно при этом докапываться до причин, по которым подросток вызывает такой негатив.

Может он бесит, потому, что в прошлой жизни вы были воплощены как любовники и он предал, а вы были преданы и, возможно, были жестокие последствия такого предательства в вашей судьбе. А может быть, в одной из жизней он был воплощён вашим отцом и заставил вас умирать голодной смертью…

Вариантов обоюдных травмирующих сценариев в закончившуюся уже трёхмерную тяжёлую эпоху Кали было превеликое множество. А мы сейчас в видим зачастую лишь проявленность тех или других сильнейших эмоций, накопленных до нас поколениями, так к чему удивляться и для чего нам доискиваться до причин? Задача признать, что он просто бесит своим поведением.


Как наладить отношения с дочерью или сыном подростком.

После того, как вы сняли маску и признали за собой право испытывать негативную эмоцию, следующая задача — признать, что и ему плохо тоже. Однако и тут не стоит усердствовать. Сколько матерей, у кого дети проходят этот непростой возраст, мечутся между агрессией и . Вина – это тоже агрессивная эмоция, этакий «волк в овечьей шкуре», и налаживанию отношений уж точно не поспособствует.

Важно знать, что, несмотря на выпадающие на долю подростка неурядицы, на то, что он сейчас переживает очень нелёгкий период, это мучение выбрано им самим ещё до воплощения и он обязательно, пройдя через это, что-то в себе откроет ценное потом.

Обязательно найдите в своём любимом подростке то, чем вы можете совершенно искренне и по-честному восхищаться, даже если это просто убранные на место носки или вымытая разово тарелка. Только честность срабатывает с детьми.

Что конкретно сделать, для налаживания конфликтов с подростками

В моменты, когда уж совсем тяжело, брать ручку и листы бумаги, уединяться и выписывать всю ярость и негодование без прикрас и нецензурно, если понадобится.

Затем прочесть написанное столько раз, сколько понадобится для того, чтоб текст не вызывал у вас больше эмоций и вы его читали, будто газетную статью. Выписывание помогает выгрузить негативную «мыслемешалку» из головы и существенно разгружает накал страстей.

Позже хорошо б с таким же усердием выписать всё, за что вы благодарны своему ребёнку, всё хорошее, чему вы научились благодаря ему.


Но всё равно это всё является вторичным. Самое важное и основное — это любить ребёнка таким, какой он есть сейчас, не пытаясь сделать его лёгким и удобным. Потому, что пока вы будете прилагать усилия в том, чтобы его «пригладить», привести «в надлежащий вид» — он будет сопротивляться. Зато любовь к себе, принятие себя в любом проявлении и позволение себе БЫТЬ, породит точно такое же ваше отношение и к вашему любимому существу, ещё пока не взрослому, но уже и не малышу.

Любовь пронесёт вас обоих через этот нелёгкий период становления, период подготовки подростка к тому, чтобы расцвести подобно волшебному цветку, и сохранит вашу незримую связь друг с другом, приумножив и укрепив её, выведя на совершенно новый уровень.

Наладить отношения с подростком можно очень быстро и просто выполнив простые практики из моего видео. Результат поразит вас в ближайшие дни!

Просто перейдите на другую страничку сайта и практикуйте прямо сейчас, не откладывайте!


Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Этот трудный возраст психоаналитик Франсуаза Дольто называла «стадией омара». Сбросив один панцирь и не успев нарастить другой, подросток оказывается беззащитным. Он мечется, обороняется и пытается самоутвердиться… через противостояние взрослым.

Экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова напоминает, что «подростковый возраст - время радикальных изменений: меняется внешность, пробуждается сексуальность, возникают новые ощущения, чувства... Рушатся внутренние барьеры, но и появляются новые комплексы. И пока не улягутся страхи, связанные с этими изменениями, подросток будет искать себя. Невзирая на риск саморазрушения, а то и самоуничтожения». В этом неистовом стремлении дети «натыкаются» на мнение и авторитет родителей.

«Все, что происходит с подростками, парадоксально, - поясняет Светлана Кривцова. - Они жаждут самостоятельности, но страшатся неизвестности. Они исследуют границы дозволенного, но отказываются их признавать. Чтобы научиться строить новые отношения с другими людьми, подростку нужно отделиться от родителей». Им требуются и твердость, и... гибкость: ведь, налетев на стену, подросток тут же отскакивает от нее, а столкнувшись с преградой, к примеру, из песка, притормаживает, теряя стремительность и неуправляемость.

«Кроме того, многим современным родителям не хватает уверенности в себе, - уточняет психотерапевт. - Трудности, которые испытывает ребенок, расшатывают их самоуважение. Они нередко боятся подростка, но еще больше страшатся самих себя, своего бессилия. Чувствуя их растерянность, подросток теряет к ним доверие и атакует их, хотя и испытывает чувство вины за то, что ведет себя по отношению к ним агрессивно».

Кирилл закончил девятый класс. Он единственный ребенок Натальи. Ей 45 лет, она учительница, работает в той же школе, где учится сын. Отец Кирилла умер, когда мальчику было пять. Вот уже год Кирилл переживает кризис. Отношения стали отстраненными, часто возникают конфликты. Несмотря на взаимное непонимание и сильное раздражение, мать и сын согласились поговорить в кабинете психотерапевта. Жить в постоянном противостоянии невозможно, и в глубине души оба это понимают. И их попытка понять друг друга говорит о том, что они ищут выход из сложной ситуации не поодиночке, а все-таки вместе.

Кирилл: Я не знаю, почему у нас с тобой ничего не получается. Ты всегда во всем права, ты требуешь, требуешь, требуешь… А я не хочу так больше, мне надоели твои законы и придирки! Я все равно не буду таким, как ты… Тебя уважают в школе, даже в моем классе. Но мне ты не доверяешь! Ты слишком много мне запрещаешь. А когда меня на самом деле нужно остановить, ты ничего не делаешь. Я считаю, тебе вообще нет до меня дела. Но почему-то тебя хватает на других, на их проблемы! Когда я слышу от друзей, что с тобой можно нормально поговорить, мне обидно. Я даже завидую им и… ненавижу тебя.

Наталья: Мне приходится быть для тебя и матерью, и отцом. Ты для меня самый важный человек. И когда я ругаю тебя, я не получаю от этого никакого удовольствия. Кто-то должен быть строгим в семье. Но ты вообще меня не слышишь, находишься в каком-то непроницаемом футляре. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Так невозможно жить.

А почему ты сама позволяешь мне так себя вести? (После паузы.) Ты все время следишь, куда я иду, но ты не хочешь видеть, как мне плохо. Тебе вообще неинтересно, почему я делаю то, что тебе не нравится. Вот я тебе ничего и не говорю… Я не хочу, чтобы ты мне помогала.

Я же не такой придурок, как мои одноклассники, я представляю, как ты их слушаешь, а сама зеваешь от скуки. Ты еще спички в глаза воткни, чтобы не заснуть. Мне-то ты просто говоришь - «я устала». Кому нужна такая жизнь, раз ты все время устала и тебе нет дела до собственного сына. Как я могу тебе все рассказывать?

Я знаю, у тебя сильный характер, но ты не туда расходуешь свои силы. Тебе не со мной нужно проявлять чудеса воли и упорства, а с математикой, которую ты чуть не завалил. Я понимаю, сейчас у тебя такой возраст, тебе нужно самоутверждаться, - но быть таким жестоким по отношению ко мне, к самым близким…

Я хочу жить без твоих указаний, хочу строить свою жизнь сам. Слышишь? У меня своя жизнь!

Для того чтобы нормально общаться, тебе нужно всего лишь купить мне компьютер, который я хотел. Всего-то купить компьютер! И не ври, что нет денег, ты же купила себе машину. Мне не нужны близкие отношения с тобой. Да у нас их никогда и не было. Я не хочу твоих указаний, я хочу жить свою жизнь. Слышишь? У меня своя жизнь!

Если бы ты только знал, как мне больно слышать то, что ты сейчас говоришь. Я вижу, что ты запутался, и мне хочется прижать тебя к себе, погладить… Ну что ты скривился? Я ведь твоя мать, и я всегда буду за тебя переживать. И мне так горько, так обидно, что мы все время ссоримся. Ты колючий как еж… Я не могу тебе ничем помочь, потому что ты уходишь от меня, а потом обвиняешь, что я ничего не делаю для тебя… У меня опускаются руки. Ты стал совсем чужим, я чувствую, что теряю тебя.

Да я просто не могу тебя видеть… Ты вообще несправедлива со мной, причем постоянно. Ты не разрешаешь ходить на ночные тренировки (по паркуру. - Прим. ред.). Тебе не нравятся мои друзья? У меня все время такое ощущение, что я маленький. И это меня бесит. По любому поводу скандал: школа, уборка, друзья, компьютер, мобила… И еда тоже. Я ненавижу салат! Я тебе это с первого класса говорю, а ты опять его готовишь.

Ты просто выносишь мне мозг. Пойми, я и сам все могу! Я и тетке наврал, что у тебя астма, чтобы доказать, что я могу от любого получить то, что захочу. Да, мне нужны были деньги на компьютер... Не надо было отбирать мой старый. Почему ты мне не доверяешь? Ну ладно, я тебе врал, ну было. Теперь и тетка тоже мне не верит… После того как я ей сказал, что тебе нужны дорогие лекарства. Ну и что?

Ты живешь в придуманном мире… Кто-то же должен напоминать тебе о реальности.

«Я всегда объясняю свою позицию»

Дмитрий, 37 лет, учитель географии

«Я всегда говорю своим ученикам: я уважаю себя, свою профессию и предмет, который преподаю. Если мне удается донести до них смысл этих слов, я сразу же чувствую ответную реакцию - меня слышат и видят. Я считаю, учитель должен поставить себя так, чтобы дети его уважали, но при этом чувствовали себя комфортно. И одновременно видели в нем человека, к которому можно обратиться с любым вопросом. При этом мне как учителю необходимо замечать все перемены, которые в школе происходят постоянно, и уметь адаптироваться к ним, быть «в теме».

Только так можно сохранить свой авторитет. Хотя, конечно, с подростками всегда непросто, этот возраст - один из самых сложных, и его необходимо пережить и детям, и родителям, и учителям. В это время дети очень плотно общаются с друзьями и частенько пытаются опробовать на взрослых то, что принято у них в компании: ну-ка, как вы на это отреагируете? Если ученик мне откровенно хамит, я либо перевожу это в шутку, либо разговариваю с ним, объясняю свою позицию, пытаюсь понять его, предложить выход…

Важно, чтобы он убедился, что я не равнодушен, и не чувствовал себя ненужным - эти ощущения распускают детям и руки, и язык. Мне важен и интересен каждый мой ученик, в каждом я стараюсь видеть личность, со своей психикой, историей, особенностями. Если я не буду уважать детей, у них просто пропадет интерес к моему предмету. При этом я очень тщательно соблюдаю дистанцию - если учитель вдруг превратится в «своего», рубахупарня, он не сможет добиться ни уважения, ни результата. Нужно всегда оставаться на ступень выше. Что-то посоветовать, в нужный момент пошутить, но не садиться с ними за одну парту».

У меня вообще был трудный год. Наша школа - полный отстой. Я не понимаю, зачем мне учить математику, зачем в институт, если потом жить, как ты? Я не знаю, чем буду заниматься, но точно это будет совсем не то, что делаешь ты. Я хочу жить по-другому, понимаешь - по-другому! Я знаю, что иногда делаю много того, что не надо. Вот с астмой я явно перегнул…

Саша (тетя. - Прим. ред.) и дед теперь не могут относиться к тебе по-прежнему. А мне каково смотреть им в глаза? А твои друзья - они все тебя старше, - зачем ты им нужен? Они просто тянут из тебя деньги! Вы все время просиживаете в кафе… Я не могу молчать, я же прекрасно вижу и знаю, чем это все закончится!

А я все равно буду делать, что хочу. Я хочу все попробовать, мне надо понять, что вообще я могу. А друзья меня понимают. Мне с ними интересно. Так что это не провокация, как думаешь ты.

Тебя перевели в десятый класс только потому, что я работаю в этой школе. А математику ты просто завалил! Как ты закончил год - это же ужасно. И ты все время уверял меня, что все под контролем! Получается, что я тебя плохо воспитала, что я не справилась, и это все видят в школе...

Мне больно даже не от того, что ты говоришь, - мне больно, что у нас с тобой нет контакта

Я сам не думал, что все так получится. Хотя весь год я действительно валял дурака, это было. Но в школе - вообще бред. Там нет ничего интересного… А все эти напряги вокруг ЕГЭ? А вот паркур мне нравится. И тренер нормально нас всех строит, а начинаются тренировки так поздно, потому что город должен заснуть, чтобы мы могли нормально работать. Мне нужно время, чтобы понять, чего я действительно хочу. А я все время только и занимаюсь… наведением порядка.

Когда ты начинаешь на меня орать, я чувствую, что ты меня совсем не уважаешь. Мне стыдно и очень обидно. Еще и потому, что я могу решить любой конфликт на работе, там меня считают самым невозмутимым человеком, а с тобой я не выдерживаю и двух минут. Особенно когда слышу от тебя: «Ты мне надоела!»

Ну я знаю, что тебе неприятно. Но пойми: слова, они выскакивают сами собой. Обычно я сразу начинаю жалеть, что разного там наговорил. Вообще я не всегда думаю, что на самом деле говорю.

Мне больно даже не от того, что ты говоришь, - мне больно, что у нас с тобой нет контакта. Я весь год чувствовала, что тебе трудно. Хотела тебе помочь, подбодрить, но не могла, потому что натыкалась на глухую стену. Я понимаю, что бессильна, и это просто невыносимо, ведь я готова на все за тебя… Я уважаю тебя, твое желание быть самостоятельным, но мне нужна хоть какая-то правда о твоей жизни, мне нужно понимать, что с тобой происходит. Когда я прихожу с работы, я всегда захожу к тебе в комнату. Мне бы хотелось, чтобы ты мне что-нибудь рассказал, все равно что, хотя бы что ты ел на обед. Но слышу только «да», «нет»... Мы как на войне.

Когда у меня будут дети, я постараюсь, чтобы у нас были хорошие отношения еще до того, как они вырастут

Но о чем, мы можем поговорить! Если я, к примеру, расскажу тебе, как мы оторвались на английском, ты что мне ответишь - что я еще не сделал уроки?..

Я критикую тебя, чтобы тебя защитить. Я очень беспокоюсь за тебя, очень. Тебе плохо, но меня ты отталкиваешь. Хотя, знаешь, в 16 лет я жила только для себя, думала только о себе, о друзьях, а родители обо мне ничего не знали, да и не стремились к этому. В отличие от меня, кстати: я-то очень хочу быть со своим сыном в человеческих отношениях.

Иногда я думаю, что все еще образуется, но все становится еще хуже. Я не знаю - мы сможем вообще когда-нибудь нормально общаться? Ты всегда хотела, чтобы я был послушным… Но когда я понял, что жить так не имеет смысла, я замолчал. Просто трудно вернуться обратно.

Ты думаешь, это непоправимо? Мы не сможем стать ближе?

Не знаю. Не сейчас... Знаешь, когда у меня будут дети, я постараюсь, чтобы у нас были хорошие отношения еще до того, как они вырастут. Чтобы все у нас было как надо.

Как родителю добиться уважения от бабушек и дедушек

«Моя семилетняя дочь неделю провела у бабушки. Первое, что я увидела, приехав за ней, - ее короткую стрижку. Мама меня даже ни о чем не спросила! Я страшно разозлилась, кричала - ну не могу я молчать, когда за меня принимают решения, не уважают меня, мое мнение. В конце концов, я же мать своего ребенка!»
Екатерина, 34 года

Светлана Кривцова, экзистенциальный психотерапевт

Что за этим стоит?

«Проведите небольшое расследование. Кто был инициатором стрижки? Как на эту идею отреагировала дочь? И как - бабушка? К полученным ответам добавьте то, что вы знали и раньше: такое поведение характерно для вашей матери или, наоборот, выглядит неожиданным, странным… Так вы сможете яснее понять, в чем суть этого поступка. Правда, для этого придется посмотреть на ситуацию глазами бабушки - что непросто для человека, который обижен. Постарайтесь разбираться в этой истории с мыслью, что намеренно вас никто обидеть не хотел».

Как постоять за себя?

«Выяснив мотивы случившегося, подумайте, как вы можете защитить себя. Например, скажите матери: «Я понимаю, что ты хотела как лучше - чтобы было проще причесываться, меньше возиться с заколками». Затем расскажите о том, что вы чувствуете: «Но когда я вспоминаю, что в тот день мы с тобой разговаривали по телефону и ты ничего мне не сказала, я чувствую себя очень плохо. Как будто я пустое место. Это трудно вынести. Я думаю, ты меня понимаешь».

Иногда этого бывает достаточно. Если же мать привычно «не слышит», тогда добавьте к своим словам то, что заставит ее отнестись к вам серьезнее: к примеру, пообещайте привлечь к разговору своего отца или мужа или перейдите на более жесткий тон - что, кстати, вы и сделали, когда увидели дочь. Только теперь резкая манера будет оправдана (другие меры вы испробовали, но они не помогли), и вас не будет мучить чувство вины за то, что вы накричали на собственную мать.

Если же разговор снова не получится, перейдите к поступкам. Они красноречивее слов: физически отдалите бабушку, больше не отдавайте ей ребенка на каникулы, а когда она заметит, что вы стали ее избегать, спокойно объясните свою позицию. Может быть, именно тогда придет время для серьезного разговора».

Таша Рубе - лицензированный магистр социальной работы из Миссури. Получила магистерскую степень в Университете Миссури в 2014 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

В юношестве многие отношения приводят в разочарованию. Подростковые годы – это время бунта и неуверенности, что не может не отразиться на отношениях. Тем не менее, если попытаться быть активным слушателем, воздерживаться от осуждений и приходить на помощь в трудную минуту, то отношения с подростком можно наладить.

Шаги

Часть 1

Отношения между родителями и подростками

    Различайте модели поведения. Подростки часто ощущают неуверенность. Им не нравится, когда кто-то осуждает их выбор. Во время разговора лучше не перекладывать вину на подростка, а найти такие модели поведения, которые позволяют построить здоровые отношения. Изменить подход намного эффективнее, чем просто отчитывать подростка за его поведение.

    Не копайтесь в прошлом. В моменты разочарования из-за плохих отношений с ребенком нередко возникает желание вспомнить былые обиды. Тем самым вы пытаетесь найти аргументы, что вы правы, а подросток не прав. Подобная стратегия обречена на неудачу. Невозможно жить дальше и забыть отрицательные моменты, если постоянно вспоминать прошлое. В разговоре с подростком следует сосредоточиться на текущем моменте и текущей проблеме.

    Всегда будьте рядом. Невозможно заставить человека обсуждать проблему, когда он этого не хочет. Принуждение лишь оттолкнет подростка. Но если сказать, что вы готовы к разговору в любой момент, то он сам начнет беседу, когда будет готов.

    Ограничивайте критику. Юношество – время неуверенности. Если постоянно критиковать или осуждать подростка, то он может отдалиться от вас. Во время бесед старайтесь обходиться без осуждений.

    Попытка важнее результата. В попытках наладить отношения в любом возрасте люди зачастую проявляют ограниченность взглядов. Создается ощущение, что необходимо сосредоточить все усилия на достижении результата. Такая одержимость целями, которую непросто контролировать в отношениях, снижает способность сосредоточиться. Направляйте свою энергию в усилия, а результат придет сам по себе.

    Научитесь разговаривать с подростком. Многим родителям сложно общаться с подростками. Если вы хотите построить здоровые отношения, то в первую очередь необходимо найти общий язык с ребенком.

    Слушайте. Иногда родители слушают своих детей лишь краем уха. Для здоровых отношений с подростком важно научится слышать его потребности и желания, а также признавать обоснованность таких желаний.

    Признаки депрессии и тревожности у подростков. На отношения с подростком могут влиять глубинные психологические проблемы вроде депрессии и тревожности. У подростков они могут проявляться не так, как у взрослых, поэтому ознакомьтесь с симптомами.

    Определите, какие черты характера вы цените в людях. Подумайте, насколько целесообразно пытаться наладить отношения с этим человеком. Подростки часто принимают неверные решения из-за неуверенности. Определите, какими качествами должен обладать хороший друг.