Как работает логопед в саду. Образовательный портал. упражнения для челюстей

Цель работы логопеда ДОУ:

Задачи:

Зачисление детей на логопедические занятия.

Комплектование подгрупп.

Консультативная помощь воспитателям и родителям детей логопатов.

Артикуляционная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Учитель-логопед: Голикова А. В.

Цель работы логопеда ДОУ: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

Осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

Развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

Вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

Воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

Интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:

· Группы для детей с ФФН и ОНР;

· Логопедические пункты в ДОУ;

· Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

Перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

механизма зачисления;

Количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

Перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

2) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

3) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

4) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю).

5) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

· Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

· Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

· Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

· Индивидуальным темпом усвоения материала;

· Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

· Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда, отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

С уважением ваш учитель-логопед: Голикова А. В.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

    Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

    Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

    Совместная деятельность с воспитателями.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

    Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

    Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

    Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

    Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

    Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность


Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

    разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

    перспективное планирование;

    изучение и обобщение передового опыта;

    участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

    обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

    поиск наилучших средств коррекции речи детей;

    изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

    самообразование;

    изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

    Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

    Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

    Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

    Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

В настоящее время логопед - это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.

Развитие ребенка - это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года:

 ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

 в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

 он не повторяет за Вами слова,

 или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных [р, л] звуков является нормой);

если в 4 года:

 у ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов),

 не может запомнить четверостишье,

 совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);

если в 5-6 лет:

 все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками [р] и [ л]);

 ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

 допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-логопед в детском саду.

Учитель-логопед

  • проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;
  • планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;
  • осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Дети средней, старшей групп обследуются в феврале-марте учебного года для своевременного оказания помощи. Набор детей в логопедический пункт осуществляется на ПМПК. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения.

Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к врачу в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в ДОУ, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.

У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к профессиональному врачу в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.

Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать профессионал, с большой практикой и опытом.

Роль логопеда в детском саду

Профильный врачдолжен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них.

Специалисту по развитию речи в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто, т.к. он следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.

Но везде ли есть такой врач и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?

Ответ однозначный. Такой специалистдолжен быть обязательно в каждом, но, к сожалению, сейчас повсеместно идут сокращения. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:

  • лексическую и грамматическую стороны речи,
  • фонематическое представление,
  • мелкую и артикуляционную моторику,
  • координацию движения,
  • внимание и память.

Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

Во многих случаях специалист по коррекции речи в детском саду создает целые логопедические группы, где работает с ними целый день. Группы формируются по назначению врача и только лишь с возраста 5-ти лет. Все врачи начинают вести «Логопедический дневник» и «График индивидуальной работы», куда заносят сведения о результатах работы с детьми. Профессионал работает не только с ребенком в саду, но и дает назначения и родителям и воспитателям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.

К окончанию обучения в такой группе ребята дошкольного возраста должны уметь:

  • осмысленно читать по слогам;
  • читать не просто слова, но и не сложные тексты и предложения;
  • распознавать и различать как на слух, так и в произношении все фонемы языка;
  • сознательно контролировать, как звучит своя и посторонняя речи;
  • последовательно произносить звуки из слова;
  • самостоятельно определить его звуковые элементы.

Логопедические занятия

Это уроки по развитию артикуляционного аппарата, реализуются они в виде артикуляционной гимнастики. Достигнуть полноценных движений и конкретных положений органами артикуляционного аппарата, нужных для верного воспроизведения звуков – это основная задача, поставленная для этой специальной гимнастики

Применяют также различные упражнения:

  • рот широко открыть - "жарко"
  • рот закрыть - "холодно"
  • щеки раздуваем
  • щеки сдуваем

3. Улыбочка

делаем широкую улыбку разомкнутых губ, при этом зубы стиснуты

4. Дудочка

максимально напрягаем губы и вытягиваем их вперед (зубы сжаты)

5. Чередуйте упражнения:

Вначале улыбочка, затем дудочка, повторяем эти упражнения несколько раз.

6. Замешиваем тесто

  • широкая улыбка
  • выставляем язык в положении между губами и шлепаем "пя-пя-пя-пя-пя"
  • кончик языка прикусываем зубками

по очереди выполняем эти два упражнения

  • в улыбке, открываем рот

кончиком языка (словно стрелку на часах) начинаем по очереди передвигать в уголки рта

  • закрываем рот
  • напрягаем кончик языка и упираем сначала в одну щёк, затем во вторую

с наружной стороны на щеках появляются упругие шарики

  • улыбнувшись, открываем рот
  • заводим кончик языка по очереди, вначале за верхние зубы, затем опускаемся вниз

10. Вкусное молоко

  • в улыбке, открываем рот
  • делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу

11. Лошадка-пони

  • вытянуть губы
  • приоткрыв рот, вытягиваем губы

пытаемся "узким" языком сделать звук цокающих копытами лошади.

Не забываем о развитии моторики

В минувшем столетии прославленная в наше время Мария Монтессори отметила, что существует взаимоотношение между развитием мелких движений руки и детской речью. Она пришла к выводу, что если имеются проблемы с речью, в этом точно повинна мелкая моторика. Уже позднее биологи обнаружили, центры головного мозга человека, которые отвечают за движениями пальцев рук и за речью, размещены крайне близко. И, если мы стараемся развить мелкую моторику, то активизируем и близлежащие зоны мозга, которые отвечают за речь.

Это некоторые примеры упражнений для дошкольников:

1. переливать воду из посудины с узким горлышком в посуду с более широким горлышком (для деток до 2-х лет)

2. При помощи пальцев на руках продемонстрировать изображения всевозможных предметов и фигур. К примеру, поставим две ладони на ребро, приподнимем наверх большие пальцы, при этом делаем волнистые движения – выходит пароход, который плывет на волнах.

В то же время можно рассказывать стишок:

«Пароход плывёт на речке, а коптит он, будто печка»

3. Применяя методику мелкой моторики, можно использовать игры с мозаикой, сортировать пуговицы по цвету, конструкторские игры. Такие занятия могут подойти для детей в возрасте после годика.

4. Научите своего ребенка рвать на кусочки бумагу, элементарно, но и этой премудрости нужно научиться

Дети могут путать буквы, не произносить буквы, поэтому уже в 2 года ребенка необходимо отвести на прием к логопеду в районной поликлинике. Также, при выборе детского сада следует обратить наличие в саду специалиста-логопеда, даже если ребенок хорошо выговаривает буквы, то наблюдение логопеда не помешает. Логопед поможет развить правильную дикцию и грамотную речь.

Почему специалисты рекомендуют посетить логопеда в возрасте 2 лет? Потому что речь начинает формироваться уже с года. Ребенок начинает произносить первые слова, соединять их в предложения и родители не всегда могут понять правильно ли формируется речевой аппарат у ребенка. Поэтому стоит посетить логопеда в районной поликлинике или в частной клинике и убедиться в степени развития речевого аппарата ребенка. Такой визит даст возможность избежать в дальнейшем проблем с речью.
В возрасте от четырех до пяти лет у детей могут появляться нарушения уже в сложившемся речевом аппарате. Но в этом возрасте дети, как правило, ходят в детский сад, они общаются, перенимают манеры разговора друг друга, старших и воспитателей. Проблемы с речью могут появиться по различным причинам: нежелание ребенка выговаривать правильно буквы и слов, неправильный прикус, внутреннее состояние ребенка, психологический климат в семье. Поэтому дети должны находиться под наблюдением в опытного логопеда в детском саду, который будет работать с каждым ребенком.

Чем занимается логопед в детском саду? Логопед ведет наблюдение за детьми, анализирует их речь и выявляет проблемы. Опытный специалист легко найдет дефект речи. Для того, что раскрыть проблему с речью того или иного ребенка, логопед беседует с детьми, ведет определенные занятия, наблюдает за речью детей со стороны, изучает их поведение и манеры говорить.

Многие родители бывают задают вопрос воспитателям и руководству детского садика о том, стоит ли детям с хорошей речью заниматься с логопедом?
Ответ на этот вопрос не должен вызывать сомнений. Логопед необходим каждому ребенку в детском саду. Логопед, в первую очередь, проводит работу с детьми, у которых наблюдается патология в развитии речи, а, во-вторых, проводит развивающие групповые занятия для всех детей. Развивающие занятия дают возможность детям научиться грамотно строить предложения.

Групповые занятия должны обязательно включать занятия, направленные на:

- развитие артикуляционной моторики;
- развитие грамотной речи;
- развитие координации движения, памяти и внимания.

Логопед в детском саду выполняет много функций, но главная из них - это работа с проблемными малышами. Логопед должен делать упор на устранение дефектов речи детей, проводить профилактические мероприятия, бороться с появлением нарушений речи.

Логопеды обычно в детском саду организовывают специальные логопедические группы, тем самым с детьми работает специалист на протяжении всего дня. Для того, чтобы попасть в такую группу, необходимо назначение врача. Логопедические группы формируют для детей с 5 лет. Как правило, логопед заводит «Логопедический дневник», в котором фиксируют всю работу с детьми. Также для индивидуальных занятий составляется «График индивидуальной работы». Обязательно логопед составляет рекомендации и назначения для родителей и воспитателей. Эти рекомендации должны строго выполняться на протяжении всего дня, а также по выходным дням.

После окончания обучения в логопедической группе каждый ребенок должен правильно и осмысленно уметь читать слова, простые тексты и предложения, различать и произносить звуки, разбирать слова на звуки фонетически, уметь произносить каждый отдельный звук, контролировать собственное произношение, четко выговаривать все звуки.

Как проходят логопедические занятия в саду. Логопед обязательно занимается развитием артикуляционного аппарата ребенка, проводит специальную артикуляционную гимнастику. Эта гимнастика должна помочь ребенку научиться правильно произносить звуки. Для занятий такой гимнастикой разработан ряд специальных упражнений, которые следует выполнять не только в саду, но и дома.

Обычно логопеды рекомендуют следующие упражнения для применения, а также различные логопедические упражнения:

1. «Окно»:
- открываем широко рот и произносим - «жарко»;
- рот закрываем и произносим - «холодно».
2. «Шар»: последовательно надуваем и сдуваем щеки.
3. «Улыбка»: следует стиснуть зубы, разомкнуть губы и широко улыбнуться.
4. «Дудочка»: следует сжать зубы, как можно сильнее напрячь губы и вытянуть их вперед.

Два последних упражнения необходимо проводить несколько раз, чередуя их.

Еще в артикуляционной гимнастике применяют такие упражнения:

1. «Замешиваем тесто»; сначала необходимо широко улыбнуться, затем выставить язык между губами и шлепать «пя-пя-пя-пя-пя», причем кончик языка прикусывается зубами. Это упражнение выполняется несколько раз подряд.
2. «Часы»: широкая улыбка, а затем кончик языка по очереди передвигают по каждому уголку рта, как по часовой стрелке.
3. «Футбол»: необходимо закрыть рот и затем упираться по очереди языком в обе щеки, снаружи будет казаться, что во рту прыгают мячики.
4. «Качели»: делаем широкую улыбку, вниз и вверх вводим языком.
5. «Вкусное молоко»: широко улыбаемся, делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу.
6. «Лошадка-пони»: следует вытянуть губы, сделать «узкий язык» и попытать произнести звук цокающих копыт.

Это основные упражнения, логопеды применяют в работе много других эффективных упражнений.

Важно развивать и моторику. Мария Монтессори еще в прошлом веке отмечала, что у человека взаимосвязаны речь и мелкие движения рук и кистей рук. Она утверждала, что проблемы с речью возникают из-за проблем в развитии мелкой моторики у ребенка. Немного позже ученые-биологи выяснили, что в головном мозге очень близко находятся центры, которые отвечают за развитие речи и за движение пальцев рук. Поэтому, если развивается мелкая моторика, то и развивается речь, так как напрягаются и работают две близкорасположенные зоны головного мозга.
Приведем примеры упражнений, которые развивают моторику детей дошкольного возраста.

Можно с ребенком переливать воду из посуды с различным горлом: из узкого в широкое и наоборот.
Эффективным является построение при помощи пальцев рук различных фигур. Например, можно показать как едет пароход или сделать лебедя. Всевозможные фигуры помогут развить моторику, а также сконцентрировать внимание ребенка на объекте.

Еще хорошо развивает мелкую моторику мозаика. Если нет мозаики, можно просто сортировать пуговицы или болтики. Также подойдет конструктор для развития моторики.
Можно вырезать из бумаги различные предметы и фигуры.