Дидактические игры по теме грибы для дошкольников. Игры, конкурсы, эстафеты для проведения осенних досугов, развлечений, праздников. Угадай, что в мешке

Наталья Черникова

Материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, педагогам и музыкальным руководителям при организации осенних досугов,развлечений,праздников для дошкольников.

Как правило,цель такого рода мероприятий-создание благоприятного эмоционального настроения у детей. Подборка данных игр,конкурсов и эстафет помогут реализовать её.

Эстафеты

Эстафета «Собери урожай»

Ведущий помогает детям выстроиться в 2-е команды. Перед каждой командой лежат в обруче фрукты и овощи. Их количество равно количеству детей в команде. Впереди напротив каждой команды на расстоянии примерно 10 м стоит корзина. По сигналу ведущего «Раз – два – три! Урожай собери!» первые участники берут любой фрукт или овощ из обруча, бегут к корзине, кладут в неё предмет и возвращаются к команде, встают в конец колонны. Далее урожай собирают все участники команд по очереди. Выигрывает команда, собравшая урожай первой.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Эстафета «Перенеси картошку в ложке»

Ведущий помогает детям построиться в 2-е колонны. У первых участников в руках ложка, в которой лежит 1 картофелина. Участники команд получают задание – по сигналу ведущего оббежать мешок с картошкой и вернуться к своей команде, передать ложку с картошкой следующему участнику, встать в конец строя. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.

Конкурсы

Конкурс «Овощи-фрукты»

Ведущий вызывает 4-ёх человек, делит их на 2-е команды. Каждой команде даёт по корзинке. Одной команде предлагает из таза выбрать овощи и уложить их в корзину, а другой команде - фрукты.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (6-8 человек, делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).


Конкурс «Соберём урожай овощей»

Ведущий вызывает 8 детей. Четверо из них встают на одну линию, на расстоянии друг от друга на 1-1.5 м. Перед каждым лежит обруч – это грядка, в обруче овощи одинакового вида (5-6 шт.): в одном картошка, во втором - морковь, в третьем - лук, в четвёртом – капуста. Напротив каждого ребёнка, на расстоянии примерно10м, стоит помощник – ребёнок с мешком в руках. Помощники наклонены к мешкам, держат мешки открытыми. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Урожай собери!» дети берут по одному овощу из обруча, бегут к своим помощникам, кладут овощ в мешок, возвращаются к своей грядке. Снова берут овощ и бегут к помощникам. И так до тех пор, пока овощи с грядки не будут убраны. Побеждает та команда, которая первыми уберёт урожай с грядки.

Конкурс «Овощи для супа, фрукты для компота»

Ведущий выбирает детей для 2-ух команд: по 2-3 человека для каждой команды. Каждая команда получает корзинку и поднос. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Начни!» дети начинают раскладывать овощи в корзинку, фрукты на поднос.

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

/звучит музыка, оба участника пляшут;

в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.

Например: «Мухомор ты покажи».

/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/.

Конкурс «Выбери картошку»

В 2-ух обручах рассыпаны муляжи овощей, среди которых несколько штук картофеля. Ведущий вызывает 2-ух человек, завязывает им глаза и предлагает на ощупь выбрать картошку. Как только дети выбирают, по их мнению, картофель, они снимают повязки и проверяют, правильно ли справились с заданием. Затем ведущий вызывает новую пару. Рекомендуется каждый раз, когда у участников завязаны глаза, перемешивать муляжи в обруче.

Подвижные игры

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами /

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей. Игра повторяется снова.

Подвижная игра «С какого дерева листок»

Ведущий выставляет 3 макета дерева: клён, дуб, берёзу. У каждого ребёнка в руках по листочку. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Ведущий проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Макеты деревьев можно также поменять местами. Игра повторяется вновь.


Подвижная игра «Соберём букет одинаковых по цвету листьев»

Дети под весёлую музыку бегают по залу, когда музыка заканчивается, они приседают на корточки. Ведущий в это время поднимает к верху лист, например, жёлтого цвета, и тогда дети, у кого в руках жёлтые листочки, подбегают к ведущему и соединяют руки с листочками в букет. Затем снова звучит музыка, дети разбегаются по залу.

Игра повторяется столько раз, сколько цветов листьев (можно использовать красные, жёлтые, зелёные и оранжевые листья). В конце игры дети отдают ведущему листья.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Подвижная игра «Фрукты для компота»

Понадобятся 3 обруча разного размера - это банки. Ведущий вызывает детей по желанию, надевает им на голову ободки с изображением фруктов. Предлагает им занять место в большой банке. Для этого сначала ведущий кладёт на пол обруч большого размера. Под музыку фрукты двигаются по залу. Когда музыка заканчивается, фрукты занимают место в банке. Кому не хватает места, тот выбывает из игры. Ведущий хвалит фрукты, которые убрались в первую банку. Игра повторяется вновь, ведущий убирает обруч большого размера и кладёт средний по размеру обруч. Участников для игры можно вызвать других. В третий раз обруч кладут маленького размера и наполняют фруктами третью банку.

Подвижная игра «Картошка рассыпалась»

Выбирается водящий, он может сидеть на скамейке. Участники игры встают в хоровод. Это картошка (можно использовать ободки с изображением картошки). Дети идут по кругу, произносят слова:

Ах, картошка ты, картошка,

Кормишь ты честной народ,

Если есть картошка в доме-

Будешь сытым круглый год!

Ведущий говорит:

А если картошка рассыпалась, что делать?

После этих слов, участники разбегаются, картошка как бы рассыпается. Водящий догоняет детей. Тех, кого догнал, ведёт к себе на скамейку, как бы собирает картошку. Игра повторяется снова. На роль водящего можно выбрать другого ребёнка.

Подвижная игра «Раз-два-три! Листья собери!»

На полу разбросаны листья. Дети идут гулять под музыку. Когда музыка останавливается, ведущий даёт команду - собрать листья. Например: «Раз-два-три! Кленовые листья собери!» или «Раз-два-три! Листья жёлтого цвета собери!» варианты команд можно разнообразить, ориентируясь на размер, цвет, принадлежность к дереву. Каждый раз после проверки выполнения задания дети отдают листья ведущему. Он их снова разбрасывает. В последний раз листья кладут в корзинку и убирают.

Творческое задание

«Раскрась листья»

Ведущий предлагает детям раскрасить листья осенними красками с помощью ватных палочек. Для этого понадобятся шаблоны листьев, которые можно закрепить на 3-ёх мольбертах. Необходимо подобрать шаблоны листьев клёна, дуба и берёзы. Можно уточнить у детей, с какого дерева листья, какие краски понадобятся для их раскрашивания. Использовать шаблоны рекомендуется крупного размера, чтобы каждому ребёнку хватило места для творчества. Детей необходимо разделить на 3 группы соответственно.

Логоритмические упражнения

Логоритмическое упражнение «Прогулка в осенний лес»

/дети поворачиваются друг за другом, проходят в центр зала, образуют круг, ориентируясь на разложенные листья, выполняют движения /

По тропинке по лесной

Все отправились гурьбой.

Дружно, весело шагайте,

Голову не опускайте. ходьба друг за другом

Осторожно мы идём,

Наши ножки бережём. ходьба на пятках, руки за голову

Наши дети не устали,

В чащу леса побежали. лёгкий бег

Логоритмическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу»

Мы шагаем, мы шагаем ходьба парами по кругу

По полянке мы гуляем.

Ветер дует с высоты взмахи руками сверху вниз перед собой

Клонит травы и цветы. наклоны вправо и влево с поднятыми руками

А теперь легко и вместе

Дружно прыгаем на месте. прыжки на двух ногах

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим мы на шаг. ходьба на месте, затем друг за другом

Общеразвивающие упражнения

«Листопад»

1.«Листочки качаются на деревьях»

И. п. : ноги слегка расставить, руки с листочками внизу.

1 - поднять руки с листочком вверх,

2 - покачать из стороны в сторону,

3 - вернуться в и. п. (повторить 4-6 раз)


2.«Листочки по ветру летят»

И. п. : то же.

Раскачивание прямыми руками вперёд-назад поочерёдно (повторить 4-6 раз)

3. «Листья кружатся в воздухе»

И. п. : ноги вместе, оба листочка в правой руке

1 – поднять руку с листочками вверх,

2 – встать на носочки,

3 - покружиться через правое плечо.

То же самое выполнить, взяв листочки в левую руку, кружиться следует через левое плечо (повторить по 3 раза в каждую сторону)


4. «Листочки опадают на землю»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки с листочками внизу, вдоль туловища.

1 - присесть, положить листочки на землю перед собой,

2 - встать, выпрямиться,

3 - присесть, взять листочки,

4 – встать, выпрямиться (повторить 4 раза)

5. «Прыжки с листочками»

И. п. : ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки с листочками перед грудью.

Прыжки с поворотом вокруг себя. Сначала в одну сторону, затем в другую (повторить по 3 раза в каждую сторону)

6. Дыхательное упражнение «Ветерок играет с листьями»

Дети берут листочек за черешок, набирают воздух через нос и выдыхают его, дуют на листик (повторить 4 раза)


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ + ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ + ЗАГАДКИ + СТИХИ тема "ГРИБЫ" ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Раз, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики) Вышли пальчики гулять. («шагают» по столу) Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот резал. Этот ел. Ну а этот, лишь глядел! (разгибаем по одному пальчику) *** Только я в кусты зашла Подосиновик нашла, Сыроежку, боровик. И зелёный моховик. И лисичку рыжую, Только не пушистую. (загибаем пальчики) *** Массируем - Правая рука: Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки: (безымянный палец) Грузди и свинушки, (средний палец) Рыжики, волнушки. (указательный палец) Даже маленький пенек (большой палец) Левая рука: Удивленья скрыть не мог. (растирают большой палец) Выросли опята, (указательный палец) Скользкие маслята, (средний палец) Бледные поганки, (безымянный палец) Встали на полянке. (мизинец) Грибы На полянке – толстячок. (Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.) Белый гриб – боровичок. (Ладонь левой руки накрывается кулак правой.) А под ним, дрожа немножко, (Левая рука остаётся, правую убираем.) Подняла улитка рожки. (Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.) ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ГРИБЫ" Ягоды, грибы, орехи Давайте представим себе,что мы отправились в лес. Как хорошо здесь, прохладно! А еще тут можно собирать малину, грибы и орехи. Правда, чтобы сорвать орехи, надо поднять руки и потянуться вверх, чтобы собрать грибы - присесть, а малину можно рвать стоя. Итак, водящий будет быстро говорить, что нам встретилось, а мы - быстро менять положение тела: Ягоды (руки вверх)! Грибы (присядьте)! Орехи (встаньте и потянитесь)! Ягоды! Орехи! Орехи! Грибы! Орехи! Ягоды! Грибы Отгадайте загадку. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой. (Гриб.) Правильно, это гриб. Назовите мне только те грибы, у которых коричневые шляпки. (Маслята, подберезовики, белые, моховики, горькушки.) А сейчас мы еще раз прочитаем это стихотворение и изобразим его руками. Одна рука будет ножкой гриба, а другая шляпкой. Грибники Сейчас один из вас будет «грибником», а остальные «грибами». Это лес. (Педагог показывает на ковер.) Каждый «гриб» найдет себе место в лесу, а «грибник» внимательно посмотрит и запомнит, кто где сидит. После этого «грибник» и «грибы» будут танцевать. Когда музыка остановится, «грибник» отвернется, а каждый «гриб» займет свое место. По сигналу педагога «грибник» повернется и проверит, всели сели на прежнее место, или что-то изменилось. Грибов должно быть не более шести - семи. Педагог намеренно меняет детей местами после остановки мелодии. У медведя во бору На одном конце площадки чертится линия «дома». На противо¬положном конце площадки чертится круг - «берлога». Выбирают медведя, который находится в берлоге. Играющие - дома. И грающие выходят из домов, изображают сбор ягод, продвигаются к берлоге и проговаривают: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь лежит И на нас рычит. Медведь выбегает из берлоги, догоняет играющих, пойманных уводит к себе в берлогу. Выбирают нового медведя. ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (гриб) Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это - белый... (боровик) На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята Называются... (опята) Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, Ведь съедобна... (сыроежка) Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются... (лисички) Он живет под елками, Скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется... (рыжик) Догадайтесь-ка, ребята: Шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? (Волнушка) В шляпке беленькой на ножке Рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть Полежит съедобный... (груздь) На поляне шар лежит, Лишь наступишь - дым валит. Круглый гриб смешить мастак. Это - дедушкин... (табак) С ним в лесу никто не дружен, И в лукошке он не нужен. Мухи скажут: «Это мор!» В красной шляпке... (мухомор) Гриб не варят, не едят. В крапинку его наряд. Снизу - кружево-узор. Это - красный... (мухомор) Точки белые на красном - Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор - Не срывайте... (мухомор) На грибы она сердита И от злости ядовита. Вот лесная хулиганка! Это - бледная... (поганка) Кто повыше, кто пониже, - На пеньке народец рыжий. Тридцать три веселых брата. Как же их зовут? (Опята) Этот гриб найдешь весной На опушечке лесной. Весь в морщинках старичок С именем смешным... (сморчок) В мягкой травке на опушке Всюду рыженькие ушки. Золотистые сестрички Называются... (лисички) СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРО ГРИБЫ Л. Сашина После тёплого дождя - шесть лисичек, три груздя, две волнушки, восемь белых! Белке что с грибами делать? Те - сушить, вот эти - в бочку! Будут славными грибочки! А. Ерошин Собираюсь на пороге В воскресенье поутру. В сапоги вдеваю ноги, И рюкзак с собой беру. Все тропинки, Все дорожки Обойду в густом лесу, Все грибы в своём лукошке Я из леса унесу! Не растут грибы на грядке, А в траве играют в прятки. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я уже иду искать! В. Сибирцев Рядом с домом под скамейкой Села дружная семейка: Хороши грибочки Сыновья и дочки, Мама и папа У каждого шляпа! Г. Ступников Среди травки бугорок, А под ним растет грибок. Крохотуля маленький, Прямо на прогалинке. Теплый дождик в лес пришел Бугорочек тот нашел. Нежно с неба поливал, И грибочек взрослым стал. В. Олейникова Считалка про грибы Раз – опёнок, Два – маслёнок, Три – красавец-боровик. Вот волнушка На опушке, Шампиньон и дождевик. Вот лисичка-невеличка, Подберёзовик-грибок, Вот сморчок, И строчок, И ещё боровичок. Вот трюфель стоит без ножки, Груздь и рыжик золотой. Не привык с пустым лукошком Возвращаться я домой! А. Мохорев Собирает с мамой Ната На поляночке маслята. - Я нашёл,- кричит Олежка,- с красной шляпкой – сыроежка. Всем показывал Архип: - Посмотрите, белый гриб. - Вот растёт, - сказал Егор, - под сосною мухомор. Белых точек виден ряд, Этот гриб содержит яд. Н. Соболева Жили-были на полянке Три красивые поганки, Пять больших боровиков, Шесть лисичек, Семь сморчков, Да двенадцать маслят, Да пятнадцать опят. На полянку спозаранку Прибежали грибники. Достают они корзинки, Вынимают ножики. - Поглядите, вот маслята! - И лисички! - И сморчки! - Вот опята так опята! - Ну а здесь – боровички! Пошумели, покричали И умчались грибники. И остались на полянке От грибочков лишь пеньки. Впрочем, нет – не всё пеньки: Вон в сторонке и грибки. Говорят между собой, Удивляются: - Почему же это так Получается? Вот уже который раз Всех забрали, кроме нас. Может, наши ножки тонки Или шляпки велики? Почему в свои корзинки Не берут нас грибники? О. Ашто На одной лесной опушке Волновались три волнушки: - Нас с опятами опять Не приходят собирать! Грустный груздь сказал сморчку: -Я все время начеку… Подберёзовики ждут: -Вдруг увидят, подберут? Бровь нахмурил боровик: -Не заметит нас грибник… Без дождя мы от земли На вершок не подросли. Тут по шляпкам: Тук-тук-тук, - Вдруг раздался робкий стук. - Кто там? - Дождик! - Дождь! Ура! Поливай нас до утра! Ты же знаешь, под дождем Очень быстро мы растем! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "ГРИБЫ" Утром дети в лес пошли. Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) И в лесу грибы нашли (размеренное приседание), Наклонялись, собирали (наклоны вперёд), По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны). За грибами Все зверушки на опушке (Идут по кругу, взявшись за руки.) Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, (Скачут вприсядку, Рыжики срывал. Срывают «грибы».) Лисичка бежала, (Бегут, собирают «грибы».) Лисички собирала. Скакали зайчатки, (Скачут, срывают «грибы») Искали опятки. Медведь проходил, (Идут вразвалку, Мухомор раздавил. топают правой ногой.) Грибок Гриша шел-шел-шел, (ходьба на месте) Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, (наклоны корпуса вперёд) Положил их в кузовок

ГРИБЫ.

«Ежик в лесу»

Выбирается водящий – «ежик», он встает в середину площадки. Остальные дети – «грибы», они встают в круг вокруг водящего. Идут по кругу со словами:

Грибничок колючий Идет в лесу дремучем.

Раз грибок, два грибок, Вот и целый кузовок!

«Ежик»:

А я по лесу иду, В кузовок грибы беру.

Раз, два, не зевайте, От меня вы убегайте!

«Грибы» разбегаются, а «ежик» старается их поймать.

«По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

«Мухомор»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центр круга ставится конус – это мухомор.

Перед нами бор,

А в бору – мухомор.

Мухомор стоит,

На детей глядит.

Мухомор кто соберет,

Тот из круга уйдет.

Дети начинают двигаться вокруг «мухомора», при этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его задели. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга.

Подвижная игра: «Поймай грибок»

Участвуют две команды «грибов» (3 - 4человека) и грибников (3 - 4 пары). На полу шнуром обозначают два круга в центре круга малого диаметра- 2-3м-корзины грибников и внешний круг большого диаметра - лес где растут грибы. «Грибы» во внешнем круге, «грибники» парами – в центр.

Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап!

Где сучок давно засох Серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его друзья? Это я, я, Я!

(после последних слов по сигналу удар в бубен! «грибы» разбегаются. «Грибники» ловят «грибы» и отводят их в круг.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (6-8 человек, делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

Звучит музыка, оба участника пляшут; в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.Например:

«Мухомор ты покажи».

/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/.

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами/

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей.

Игра повторяется снова.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Дидактические игры по теме «Грибы»

Игра «Грибная полянка»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы; формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.

Материал: большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, гриб-лесовик.

Задание.

Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же гриб).

  1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
  2. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзину.
  3. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Игра «Почему грибы так называются?»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.

Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?

Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)

Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)

Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)

Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)

Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)

Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?

Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)

Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)

Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)

Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)

Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

Игра «Подбери шляпку к ножке»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Материал: набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).

Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)

Игра «Съедобный – несъедобный»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.

Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Подберезовик, мухомор , боровик, подосиновик.

Мухомор, поганка, сыроежка , ложный опенок.

Игра «Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т.д.)

Игра «Посчитай – один, два, пять» (с мячом)

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.

Игра «Сложи картинку»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.

Какой гриб у тебя получился? (Подберезовик.)


Теплякова Ольга

Дидактическая игра «Грибная корзинка»

Задачи : совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду учить пользоваться в речи словами: съедобный, несъедобный,развивать внимание,память, устную речь.

Атрибуты : корзинка, картинки грибов

Ход игры : Вариант 1 .На доске прикреплены картинки грибов (съедобных и несъедобных) среди картинок деревьев. Дети «срывают» съедобный гриб, называют его и кладут в корзинку,при этом проговаривая: «Я нашёл (сорвал) гриб-боровик».

Вариант 2 .Дети сидят в кругу,передают корзинку с картинками грибов. По очереди достают гриб, называют его и говорят,съедобный он или несъедобный. Например: «Это мухомор - он несъедобный».

Примечание :при разучивании игры брать картинки, внешний вид и названия которых наиболее запоминающиеся (опята, боровик, лисичка,мухомор).Картинки с грибами одного вида повторяются 2-3 раза.




Дидактическая игра «Грибники"

Задачи: учить находить пару одинаковых грибов, закреплять знания о названиях грибов, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты : предметные картинки грибов

Ход игры : картинки грибов (каждого вида гриба-по 2 картинки,количество картинок по количеству играющих) лежат в центре круга. Дети идут по кругу со словами: «Раз,два,три - гриб любой бери!».Берут любую картинку, дети с одинаковыми картинками образуют пару и называют свои грибы.

Примечание: можно усложнить игру: каждого вида грибов по три картинки и тогда дети объединяются в группы по три человека с одинаковыми грибами (количество играющих должно быть кратно трём)





По грибочки в лес пойдем.

Задачи:

1.Формировать правильную осанку при ходьбе на носках и пятках.

2.Укреплять мелкие мышцы рук и мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

3.Учить сохранять равновесие.

4.Упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (в прыжках с продвижением вперед).

5.Совершенствовать двигательные навыки, координацию движений в пространстве, ловкость.

6.Закреплять основные виды движений в процессе чередования подвижных и малоподвижных игр.

7.Вызвать положительный эмоциональный отклик на упражнения и подвижные игры.

8. Прививать любовь к физкультуре.

Материал:

Эмблемы грибов (на каждого ребенка), осенние листья из бумаги (10 шт),), шапочки грибов и корзинок, маска ёжика, резиновый мяч, костюм и шапочка мухомора.

Предварительная работа.

Массаж спины «Дождик, дождик, бам-бам-бам!». Дыхательное упражнение «Подуем на плечо!». Гимнастика для глаз «Солнышко». Упражнения для профилактики плоскостопия «Мы корзиночку возьмем!». Пальчиковая гимнастика «Грибы». Подвижные игры: «Грибы-шалуны», «Ёжик в лесу», «Грибок в кузовок». Малоподвижные игры: «Назови гриб!», «Вырос гриб», «Жил в лесу колючий ёжик», «Дождь, грибы и грибники».

Ход досуга

Детей встречает Мухомор (инструктор по ФК в костюме мухомора)

Мухомор :

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть- нет головы.

Дети : Гриб!

Мухомор :

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь!

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

Может, мы в лесу осеннем

Грибов корзинку соберем?

Ходьба на носках змейкой между елочками.

Ходьба на пятках по прямой.

Прыжки с листочка на листочек с продвижением вперед.

Разновидности бега.

Дыхательное упражнение «Подуем на плечо!».

Мухомор : Что необходимо грибам, чтобы быстро вырасти?

Дети : Солнце и дождик.

Массаж спины « Дождик, дождик, бам, бам, бам!» Встать друг за другом паровозиком и похлопывать ладошками друг друга по спине.

Туча плачет:

Кап-кап-кап!

Ой, намочит,

Кап-кап-кап! (Постукивание пальчиками по спине.)

Эй, не бойся,

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Лейся, лейся,

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! (Поколачивание кулачками по спине.)

Сад до ниточки промок,

Огороду дождь помог,

Кто захочет,

Буль-буль-буль!

Всех намочит,

Буль-буль-буль! ( Вертикальные движения ребром ладошки.)

Дождь по крышам,

По столбам,

Только слышим:

Бам-бам-бам! (Поглаживание ладошками по спине.)

Дождик, дождик,

Бам-бам-бам!

Помоги расти грибам!

Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

Малоподвижная игра «Дождь, грибы и грибники»

Дети- «грибы» присаживаются на корточки. Звучит спокойная музыка («идет дождь»), грибы медленно растут- дети поднимаются. Музыка становится быстрой- грибы веселятся, танцуют.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Выполняется сидя по- турецки.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел

И немного потолстел.

Малоподвижная игра «Вырос гриб»

Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап! (Щелкают пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох! (Трут ладошки друг о друга)

Где листок к листку прилип (приседают на корточки, медленно поднимаются)

Вырос гриб, гриб, гриб! (Встают на носки, руки вверх.)

Кто нашел его, друзья?

Дети . Это я! Я!я! (Прыжки с продвижением вперед по кругу.)

Мухомор. Дети, вы знаете названия грибов?

Малоподвижная игра «Назови гриб!»

Дети образуют круг. В центре Мухомор с мячом.

Мухомор.

Ну-ка, Миша (Таня…), не зевай!

Гриб скорее называй!

Мухомор кидает мяч любому ребенку, он его ловит, возвращает Мухомору, называя гриб.

Подвижная игра «Ёжик в лесу»

По считалке выбирается ёжик (ребенок в маске ёжика), встает в середину зала. Остальные дети- «грибы», они образуют круг вокруг ёжика.

Мухомор:

Грибничок колючий

Идет в лесу дремучем.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок!

Игроки начинают двигаться по кругу в правую сторону, а ежик движется внутри круга навстречу игрокам (противоходом). По окончании четверостишия дети поворачиваются кругом, идут в противоположном направлении. При этом ежик говорит:

А я по лесу иду,

В кузовок грибы беру.

Раз, два, не зевайте!

От меня вы убегайте!

После слов ежика грибы разбегаются, ёжик старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные игроки отходят в сторону.

Подвижная игра «Грибок в кузовок»

Дети делятся на две равные подгруппы. Она подгруппа – «грибы» (маски- шапочки), вторая- «корзинки» (в масках- шапочках). По сигналу педагога «Грибок в кузовок!» дети разбегаются по всему залу. Корзинки собирают грибы. Затем игра повторяется, и дети меняются ролями.

Мухомор: Не с пустыми корзинками мы возвращаемся домой. И у меня для вас будет подарок- корзинка со сладкими грибочками!

МКДОУ детский сад№25

Группа «Божьи коровки»

Спортивный праздник

«По грибочки в лес пойдем»

Для детей средней группы

П одготовила: воспитатель

Блохина Надежда Васильевна