В качестве малой группы семья удовлетворяет. Страницы истории. Понятие семьи и брака

Семья - это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д.

Главная функция семьи - репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

  • воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая - из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары - мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т.д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т.д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой - вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

Семья -- это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак -- это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. Родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • · вступление в первый брак -- образование семьи;
  • · начало деторождения -- рождение первого ребенка;
  • · окончание деторождения -- рождение последнего ребенка;
  • · «пустое гнездо» -- вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • · прекращение существования семьи -- смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • - репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства -- главная функция семьи;
  • - воспитательная -- первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • - хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • - экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • - функция первичного социального контроля -- регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • · духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • · социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • · досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • · эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • - моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • - полигамия -- брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве.

Известны три формы полигамного брака:

  • - групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
  • - полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
  • - полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • - нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • - расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • - эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • - экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • · патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • · матрилокальные - в семье родителей жены;
  • · неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • · матриархат -- власть в семье принадлежит женщине;
  • · патриархат - во главе стоит мужчина;
  • · эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») -- это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат -- стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак -- признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак -- временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. -- это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.



По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, илидемократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

Эта тема является переходной от социологического анализа личности к изучению социальных общностей, ибо семья является самой естественной формой соединения людей, основанной на кровнородственных связях, и простой выходной сообществом. Социология семьи рассматривается как специально-социологическая дисциплина, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи и брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. Центральной рядоутворювальною категорией этой отрасли социологического знания является понятие семьи.

Исследование семьи в различных социогуманитарных науках

Семья является объектом исследования многих наук - истории, экономики, юриспруденции, психологии, педагогики, демографии, этнографии, социологии и др. Каждая из них изучает специфические стороны функционирования и развития семьи под собственным углом зрения и согласно своего предмета и метода. В демографии, например, особенно развитым является направление исследования роли семьи и семейной структуры населения в его воспроизведении; в социальной психологии - исследование семейных конфликтов и динамики развития семейных групп; в педагогике акцентируется на изучении воспитательной функции семьи как одного из важных факторов формирования личности. Этнография интересуют быт и культурные особенности семей в различных этнических группах и сообществах; правовые науки выясняют юридические аспекты разводов, имущественного положения семьи; экономики одной из основных задач является анализ семейного бюджета, состояния потребления; история исследует возникновение семьи и формы ее существования в разные периоды истории человечества.

Социология семьи и ее специфика

Социология семьи ставит перед собой задачу интеграции достижений этих научных отраслей и имеет междисциплинарный характер. Специфика социологии семьи заключается в том, что семья одновременно выступает в двух ипостасях: она является малой контактной социальной группой, определенной формой взаимодействия людей, с одной стороны, и особым социальным институтом, который регулирует воспроизводство человека с помощью определенной системы ролей, норм и организационных форм, - с другой.

Определение семьи

Американский социолог Н. Смел зер определяет понятие семьи таким образом: семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, которые связаны между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Другие социологи, соглашаясь в целом с таким определением, добавляют к нему такие черты, как исторически обусловленный характер семьи и ее функционирования в различные исторические эпохи, социальная потребность общества в существовании семьи, в физическом и духовном воспроизводстве населения и т.д. Отмечается, что со временем "семья - взаимоотношения" развилась в "семью - социальную общность". Современная семья определяется как інституціоналізована сообщество, складывающуюся на основе брака, рожденном им совместной правовой и моральной ответственности родителей за здоровье детей, их социализацию и воспитание.

Семья как малая социальная группа

малая социальная группа, отмечает М. Мацковський, семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подлежат отношения между индивидами, которые образуют семью. Этот подход позволяет выяснить мотивы и причины разводов, динамика семейных отношений, характер отношений между родителями и детьми. Эти проблемы межличностного взаимодействия тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения и обусловлены социокультурными и соціоекономічними условиями жизнедеятельности группы.

По мнению М. Мацковского, при анализе семьи как малой социальной группы или сообщества целесообразно выделить три основных типа характеристик. 1) характеристики группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия, структура власти, общения в семье и т.п.; 2) характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества; в этом случае выделяют и анализируют прежде всего функции семьи по отношению к обществу; 3) цели, задачи и функции в отношении индивида, групповая регуляция поведения и взаимодействия индивидов в семье, групповой контроль, групповые санкции, семейные ценности, нормы и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в ней.

Семья как социальный институт

социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда нужно выяснить, какой степени образ жизни семьи, ее функционирование отвечают потребностям общества. Модель социального института является чрезвычайно важной для прогнозов будущих изменений семьи. По мнению М. Мацковского, социолога-исследователя интересуют в первую очередь образцы семейного поведения, установившиеся роли, выполняемые членами, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных взаимоотношений. Одни нормы, обязанности и права имеют юридический характер и регламентируются законодательством (вопрос о владении имуществом, о материальные обязательства родителей в отношении детей и друг друга, минимальный возраст вступления в брак, о юридические основания для расторжения брака, о правах и обязанностях бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после расторжения брака и др.). Другие нормы брака регулируются моралью, обычаями, традициями. К ним относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, характер семейного досуга и т.д. Такая же моральная регламентация распространяется на процесс развода, отношений с родными, друзьями.

Каждая из двух парадигм в изучении семьи имеет свою специфику: внутренние связи внутри семьи исследуются сквозь призму понятий, характеризующих малую группу; парадигма социального института ориентирована прежде всего на внешние связи семьи.

Смена парадигм в изучении семьи

Исследователи проблем современной семьи (и украинские, и зарубежные) соглашаются в том, что в настоящее время анализ семьи как социального института уступает место исследованию ее групповых характеристик.

Исследование семьи как социального института в СССР

В прошлом, особенно в условиях существования тоталитарного режима в СССР, на протяжении десятилетий семья была лишь поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики; государство взяло на себя почти все функции других социальных институтов, среди них и семейного, и решала за семью чуть ли не все вопросы. Полная зависимость семьи от государства делала ее фактически бесправной. В этой ситуации тематика социологических исследований проблем семьи выглядела однобокой и искривленной. Недостаточно изучались причины и мотивы разводов и их последствия (как явление, нетипичное для социализма), характер добрачного поведения и установки юношества и молодежи, связанные с половой жизнью, проблемы бездетных или многодетных родил, семей пенсионеров или молодых семей. Практически не исследовались в социологическом аспекте вопросы воспитания детей дошкольного возраста, детей из неполных (без отца или матери) семей, влияние употребления алкоголя и наркотиков на прочность семьи и здоровья ее членов. Не было научных трудов о положении мужчин в семье, взаимоотношения между братьями и сестрами, супружеские конфликты, отношения разведенных с детьми и многих других. "Целину" в социологических исследованиях составляла молодая семья, где муж и жена не достигали 28 лет, и ее проблемы.

Возвращаясь к современной Украины, подчеркнем, что в настоящее время отношения между государством и семьей существенно изменились: речь идет прежде всего о том, чтобы государство позаботилось о надлежащие условия для создания и функционирования семей - экономические, социальные, правовые, ведь от того, насколько прочной является семья, зависит прочность и стабильность всего общества (вспомним мысли О. Конта по этому поводу).

Деінституціоналізація семьи

В современной зарубежной литературе все больше ученых фиксирует перенос акцентов с рассмотрения семьи как социального института в плоскость современного социологического анализа семьи как малой социальной группы. Немецкий социолог X. Тірелл характеризует "растворение" семьи в обществе и изменения ее функциональных границ как процесс деинституционализации современной семьи. В развитых странах он обусловлен многими причинами. Потеря экономического значения семьи (когда все ее члены совместно работали на собственном клочке земли или на производстве какого-либо продукта или товара) привела к тому, что основанием брака постепенно становится интимная сфера. Средством соединения в семью становятся не столько экономические предпосылки, потребности и экономическая зависимость, как фактор любви. Сейчас семья и брак ориентируются преимущественно на эмоциональные отношения и интересы. Происходит дальнейшая приватизация жизнь человека и изоляция семьи от общества, основана на эволюции традиционных ценностей (долг уступает место современным індивідуалістичним ценностям или стоимостям самореализации и самоутверждения). Большинство современной молодежи развитых стран считает основной ценностью любых парных взаимоотношений любовь, признание и понимание; на первый план выдвигается партнерство.

Изменение статуса семьи в современном обществе

Почти все западные исследователи соглашаются, что из всех традиционных основ построения семьи и ее роли в обществе сейчас сохранилась только одна - забота о потомках. Только в отношении детей и их социализации (то есть подготовке к вступлению во взрослую социальную жизнь) на Западе еще сохраняется значение семьи как социального института. Семья имеет преобладающую ориентацию на ребенка и, что самое важное, осознание этой ориентации. Историко-культурные исследования показывают, что с ростом темпов индустриализации той или иной страны с ребенком связывают в большей степени психологические, чем материальные ценности. Одновременно изменяются и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка приходит новая потребность: возможность раскрытия себя в ребенке.

Эволюция места и роли семьи в современном обществе

Следовательно, и в нашей, и в других странах сейчас происходят похожие процессы эволюции семьи и ее места и роли в обществе. Это сходство обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического устройства, от "закрытого" к "открытого" типа общества. Семья все больше унезалежнюється от государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть чисто потребительским и інструменталістським. Государство избавляется от функций контроля и применения карательных санкций в отношении семей и их членов, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выходит обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отражение этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях, как: льготное кредитование, долевое помощь в строительстве жилья, выпуск специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и т.д.).

Семья как социальная система

Хотя внимание исследователей-социологов семьи как социального института ощутимо уменьшается, все-таки сейчас существуют достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграция двух дискурсов. Она может осуществляться в рамках представлений о семье как социальную систему. Если рассматривать семью как систему во всей ее разнообразии и сложности, то станет понятным наличие различных исследовательских подходов, потому что даже одни и те же свойства системы отображаются в различных терминах и значениях. Системный подход в настоящее время широко используется как во всей социологии, так и в ее отдельных направлениях и отраслях. Его применение в социологическом анализе семьи подробнее будет рассматриваться в следующих вопросах темы.