Пенсионный возраст милиции в беларуси. Пенсионный возраст повысили. Людям в погонах льготу сохранили. Минимальная пенсия у военнослужащих в России

Нам, как был следователем, ликвидировал аварию на ЧАЭС и побывал на спецоперации в Баку. Но после 19 лет службы был вынужден уволиться. В позапрошлом году он стал оформлять пенсию и оказалось, что его 19 лет не вошли в страховой стаж, а значит, он может рассчитывать только на социальную пенсию в 90 рублей. Да и то в 65 лет.

Министерство труда тогда только разводило руками: такое законодательство, ничего не поделаешь. Мол, давным-давно есть понятие страхового стажа - это период работы, когда вы или вместо вас платили страховые взносы. И от его величины зависит, будет человек получать трудовую или социальную пенсию. Да, на самом деле, понятие страхового стажа существовало с 2006 года. Но буквально за последние несколько лет он вырос с 5 до 15 лет. И по закону будет расти еще больше: каждый год на 6 месяцев, в итоге к 2025-му составит 20 лет.

При этом в страховой стаж не включаются служба в армии, учеба в вузах и ссузах, а также аспирантура, докторантура и так далее, отпуск по уходу за ребенком, служба в милиции и других силовых структурах и многое другое.

После того как белорусы стали выходить на пенсию по новому законодательству, появились и те, кто попал в так называемую «ловушку страхового стажа», - люди, у которых общий стаж позволял выходить на пенсию и претендовать на нее, но вот страхового стажа у них не хватало.

- Ты всю жизнь прожил с ощущением, что страхового стажа надо 5 лет, и вдруг его стало нужно 16. И доработать эту разницу часто нереально, - говорят правозащитники общественного объединения «Белорусский Хельсинский комитет».

Это-то и случилось у Ивана Николаевича, который после 19 лет службы в МВД уволился, чтобы ухаживать за больными родителями. Страхового стажа без службы в МВД у него было около 10 лет. Для получения даже минимальной пенсии по возрасту этого не хватало. А значит, он мог претендовать только на социальную пенсию в 90 деноминированных рублей, да и то через пять лет.

По данным Министерства труда, в подобной ситуации уже на момент увеличения срока оказалось больше 1000 человек и с каждым годом их число растет.

Проблемой ловушки страхового стажа занялись правозащитники. Они обратились в Конституционный суд, Министерство труда и Парламент.

- Мы предлагали ввести переходный период, «скорую адресную помощь» для тех, кто оказался в подобной ловушке. Более того, назначить пропорциональную пенсию, даже если страховой стаж не выработан полностью, - отмечают правозащитники «Белорусского Хельсинского комитета».

Конституционный суд отметил, что при переходе на новое законодательство «следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм». Также Конституционный суд добавил, что нужно предусмотреть корректировку и внесение в трудовой стаж социально значимой для государства и общества деятельности.

В итоге законодательство пересмотрели. И со вчерашнего дня в силу вступил новый указ президента от 29.06.2017 №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

- Да, Иван Николаевич один из немногих сможет получать трудовую, а не социальную пенсию. Мы уже отправили документы на оформление, - говорит начальник управления по труду Лидского райисполкома Андрей Мимиш. - Страховой стаж для него и всех военнослужащих, которые не пошли на военную пенсию, снижен до 10 лет. И Иван Николаевич как раз его уже отработал.

Что изменилось в законе?

- Нововведения смягчают положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешают проблему ловушки страхового стажа полностью, - объясняют в БХК. Правозащитники составили специальную таблицу, чтобы показать, какие произошли изменения в законодательстве, а что осталось прежним.

Новые правила пенсионного обеспечения до указа №233 (до 01.08.2017) После указа №233 (после 01.08.2017)
Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Это в первую очередь о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере. Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.
Люди, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами 1-й группы), попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию. Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше - больше). При этом по закону уход за инвалидом 1-й группы нельзя совмещать с какой-либо работой. Некоторым образом учтена логика общественно полезной деятельности. Периоды общественно полезной деятельности все еще не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет. Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин - не менее 35 лет, для мужчин - не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин соответственно. Таким образом, указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.
Положение людей, которые ухаживали за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа. Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.
Возникло неравенство в отношении военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они увольняются до достижения срока выслуги лет (а это 20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, принципиальный сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет хорошей службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня. Улучшается положение военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Срок их службы все еще не засчитывается в страховой стаж. Если эти люди по какой-либо причине не дослужатся до ведомственной пенсии и будут уволены ранее, для получения пенсии на общих основаниях им нужно будет набрать 10 лет страхового стажа, а не 16 и выше, как было до принятия указа 233. Также нужно набрать и минимальный общий трудовой стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин. Время службы засчитывается в общий трудовой стаж. При этом такой смягченный подход будет действовать только для тех людей, кто прослужил не меньше 10 лет.

А тем, кто далек от службы, трудно понять! В армии люди не видят семей месяцами: учения, командировки. Военному человеку сегодня сказали: «После обеда убываете туда-то» - и он уехал. А гражданского попробуйте отправить! - объясняет свою позицию бывший военный. Минчанин Олег, полковник милиции в запасе, к понижающему коэффициенту отнесся с пониманием: - Теоретически, с экономической точки зрения, все сделано правильно, да и схема - уже отработанная в России. Но хотелось бы, чтобы коэффициента не было, - подчеркнул мужчина. Свою пенсию Олег не называет, но отмечает: «У бывших сотрудников милиции есть пенсии и в 250, и в 300 рублей». Конечно, все зависит от запросов, но жить на одну пенсию полковника возможно - особенно если продолжать работать. - Большинство сотрудников милиции на пенсии так и поступают, - отметил Олег.

Военные пенсии в белоруссии в 2018 году

  • Если военнослужащий был единственным источником доходов в семье, то несовершеннолетним детям или нетрудоспособным иждивенцам, бывшим на его попечении, выплачивается пенсия по утере кормильца.
  • Гражданин, получивший группу инвалидности во время прохождения службы или в течение 3 месяцев после увольнения, имеет право на получение пенсии. Если проблемы появились позднее 3 месяцев, но доказано, что они связаны со службой, то пенсия выплачивается тоже.


    Для получения пенсии необходимо заключение медицинской комиссии.

Перспектива повышения пенсионного довольствия военнослужащих в Беларуси будет зависеть в дальнейшем от состояния экономики в течение 2017 года, от уровня прожиточного минимума, устанавливаемого для каждой категории населения.

Как будут повышать пенсии белорусским военным?

В Беларуси президентским указом пересмотрели пенсии военнослужащих, сотрудников военизированных организаций и членов их семей. Для этих выплат ввели корректирующий коэффициент, который сдержит их рост.


FINANCE.TUT.BY спросил у пенсионеров, ранее трудившихся в Вооруженных силах и органах внутренних дел, хватает ли им пенсии и что они думают о ее пересмотре. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер До конца этого года, как было анонсировано во время прямой телефонной линии министра обороны Андрея Равкова, военнослужащим планируют повысить денежное довольствие.

Важно

Соответственно, вырастут и пенсии военных (а также сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета и т. д). Но их рост будет ограничен корректирующими коэффициентами, введенными президентским указом № 314 с 1 сентября.

Я всегда должен быть готов, не имею права телефон отключить, так как выполняю возложенную на меня задачу. И так поступает каждый военнослужащий. Он принимал присягу, и это налагает на него ответственность.

Это несколько иные вещи по сравнению с тем, что выполняют граждане, занятые в других сферах. Депутат обращает внимание на то, что происходит в армиях наших ближайших соседей: например, в Беларуси военнослужащий получает не более 75% денежного довольствия, в России - не более 85%.
Разницу в деньгах Игорь Мартынов называет довольно ощутимой. Но все-таки военному жить на нынешнюю пенсию в Беларуси депутат считает возможным. - В среднем военные в Беларуси получают пенсию от 300 до 600−700 рублей. У нас в принципе живут на пенсию и те, кто поменьше получает.


Но у каждого свои запросы. Если кто-то хочет жизни более достойной, денег, естественно, маловато.

Пенсии военным увеличат в 4 этапа: когда и на сколько вырастут выплаты

Внимание

Система пенсионного обеспечения Беларуси Все граждане республики Беларусь являются получателями пенсий. Кроме этого, право получать пенсионные выплаты имеют граждане, которые живут на территории страны постоянно.


В 2017 году на государственном уровне установлено 2 вида пенсий: социальные и трудовые, в том числе военные. Для того чтобы их получать, необходимо выполнять определённые условия:
  • Социальная – её получают нетрудоспособные граждане: инвалиды детства или дети-инвалиды.
    К разряду социальных пенсионных выплат относятся также выплаты семьям по утере кормильца.
  • Трудовая начисляется после достижения гражданином определённого возраста, формируется за счёт страховых взносов работников. Работодатель обязан ежемесячно отчислять за них взносы в пенсионный фонд.

Военная пенсия в беларуси 2018 году

При начислении трудовой пенсии обязательно берётся в расчёт стаж работы.Ежегодно правительство страны производит индексацию пенсионных выплат. Индексации касаются всех социальных выплат, в том числе, пенсионных довольствий военнослужащих.

В стране действует программа, на основании которой граждане страны могут осуществлять накопление дополнительных средств. Эти услуги не являются обязательными. Эти возможности предоставляют страховые компании.

Если гражданин выберет какую-либо страховую компанию для накоплений, то его работодатель должен делать за него отчисления в этот фонд. Виды пенсий в Беларуси 1. По старости Возраст выхода на пенсию граждан Беларуси сохранился с советских времён и не изменялся с тех пор: мужчины – 60, женщины – 55.

За заслуги перед государством Начисление пенсий гражданам, награждённым государственными орденами и званиями, находятся в ведении правительства. О размерах пенсий военнослужащих Минимальный размер пенсии по старости в Беларуси ориентирован на уровень потребительской корзины и составляет 25% от её среднего показателя.

Пенсия по возрасту рассчитывается в размере 55% от среднемесячного заработка в стране. На её размер влияет сумма заработка, наличие стажа сверх положенной нормы, сфера профессиональной деятельности работника.
Сфера пенсионного обеспечения военнослужащих регулируется государственными законами. Начисление довольствия военным происходит по тем же параметрам, которые предусмотрены для гражданских лиц: по выслуге, по старости, утере кормильца, инвалидности. Размер минимальных пособий военных составляет 1 474 тыс. белорусских рублей, в пересчёте на российские деньги 4 422 рубля.

В среднем военные в Беларуси получают пенсию от 300 до 600−700 рублей» Депутат Палаты представителей, полковник Игорь Мартынов применение корректирующего коэффициента в 0,83 называет «правильным шагом». - Пенсии военнослужащих, представителей силовых структур несколько выше тех пенсий, которые получают все остальные. В целях уравновешивания этой разбежки это правильное решение, не вижу здесь ничего такого, - высказывает депутат свое мнение.

Фото: house.gov.by При этом Игорь Мартынов поддерживает то, что в итоге пенсии военных и сотрудников военизированных организаций все же станут больше: на службе они переносят психологические и физические нагрузки. - Сравним рабочий день человека в погонах и гражданских. Как военный, могу сказать, что он (рабочий день. - Прим.

ред.) не начинается в 8 часов и не заканчивается в 17.00. Он начинается в 8 утра и заканчивается в 8 утра.

Пенсии военных в белоруссии 2018 году свежие данные

Пенсия по старости высчитывается путём отсчёта примерно 20% от размера средней зарплаты и добавлением 25% от размера потребительской корзины в стране. В декабре 2014 г. президентом был издан указ об увеличении пенсионного довольствия военнослужащих.

Он вступил в силу 01.01.15г. Размеры индексации довольствия военных производились в ноябре и декабре 2015 г. на 12,9% от среднего показателя прожиточного минимума гражданского населения – 1 567 810 БР (4703 российских рубля). Сумма индексации составила в итоге 202 247 БР (606,7 руб.).

С 01.01.16 в Беларуси установлен новый размер базового оклада 1 320 000 БР (3960 руб.). С учётом этой цифры определяются размеры окладов военнослужащим по званиям и должностям.

Исходя из этого, пенсии, которые имеют военные пенсионеры, подлежат перерасчёту. За первое полугодие 2016 года базовая часть повысилась в марте, но индексация не производилась.

При этом размеры их пенсий за август 2017 г. не могут быть ниже размеров пенсий, выплаченных в июле 2017 г. Реализация норм Указа позволит обеспечить планомерное, начиная с 1 сентября 2017 года, повышение пенсий военнослужащих и сотрудников военизированных организаций в размерах, сопоставимых с ростом пенсий других категорий граждан Беларуси На официальном сайте президента сообщается: «Реализация норм Указа позволит обеспечить планомерное, начиная с 1 сентября 2017 года, повышение пенсий военнослужащих и сотрудников военизированных организаций в размерах, сопоставимых с ростом пенсий других категорий граждан Беларуси». Нужно понимать, что сначала понижают на 17%, а потом в течении 2-х лет в четыре этапа будут поднимать, восстанавливать до 1 (единицы), до прежнего уровня. Как становится ясным из документа, явление это временное и будет действовать до июля 2019 года.

Александр Христофоров, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

− Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении" от 17 апреля 1992 года № 1596-XII (с изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, действующими на дату обращения за назначением пенсии.

Согласно статьям 5 и 11 Закона в 2017 году трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается мужчинам в возрасте 60 лет 6 месяцев при наличии стажа работы не менее 25 лет, из них не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Исчисление стажа работы производится в соответствии со статьей 51 закона. Понятия стаж работы для исчисления размера пенсии и страховой стаж различны по содержанию.

В стаж работы для исчисления размера пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (часть первая статьи 51 закона), а также иные периоды деятельности без уплаты обязательных страховых взносов, указанные в пунктах "а" - "н" статьи 51 Закона (часть вторая указанной статьи).

В частности, в стаж для исчисления пенсии засчитываются периоды военной службы в Вооруженных Силах, пограничных войсках и органах пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

В страховой стаж включаются только периоды работы (иной деятельности), предусмотренные частью 1 статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории СССР. Периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (пункты "а", "в" - "н"), в страховой стаж не засчитываются.

Обращаем ваше внимание, что наличие страхового стажа определенной продолжительности является обязательным условием для назначения того или иного вида трудовой пенсии. Так, для назначения пенсии по возрасту в 2017 году требуется 16 лет страхового стажа работы (ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет).

Для назначения трудовых пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца достаточно факта уплаты страховых взносов. Указом Президента от 29 июня 2017 года № 233 "О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" предусмотрены определённые льготы по продолжительности страхового стажа для назначения пенсий по возрасту отдельным категориям граждан.

Так трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, проходившим военную службу и имеющим стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы при наличии страхового стажа работы не менее 10 лет.

Круг людей, имеющих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда определен статьями 12 и 15 закона. В частности, пунктом "б" статьи 12 право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда предоставляется мужчинам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на работах, предусмотренных Списком № 2. При наличии у мужчины не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда (не менее 6 лет 3 месяцев) до 1 января 2009 года и не менее 25 лет стажа работы, пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год - за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.

При исчислении специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, за периоды работы до 1 января 1992 года применяются списки производств, цехов, профессий, должностей и показателей, дающих право на такую пенсию Списки №1 и № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.

За периоды работы с 1 января по 31 декабря 1992 года при исчислении специального стажа применяется Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Совета Министров от 25 мая 2005 года № 536, применяются за периоды работы после 1 января 1993 года.

Порядок применения каждого из Списков урегулирован законодательно: Списки № 1 и № 2, утвержденные в 1956 году, составлены по производственному принципу и исчисление специального стажа за периоды работы до 1 января 1992 года производится без учета результатов аттестации рабочего места по условиям труда. Для включения в специальный стаж периодов работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, утвержденными в 1991 и 2005 годах, обязательным условием является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест.

Право на досрочную пенсию по возрасту предоставлено работникам, занятым в течение определенного законодательством времени непосредственно и постоянно, полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, что должно быть подтверждено документами периода работы.

Служба в МВД БССР (СССР, Беларусь) не предусмотрена Списками № 1 и № 2.Пенсионирование данной категории граждан осуществляется, в частности, в соответствии с законом от 17 декабря 1992 года № 2050-XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Младшему медицинскому персоналу предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.

Так разделом XXVI "Учреждения здравоохранения" утвержденного в 1956 году, предусмотрен младший медицинский персонал, работающий в психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных).

Младший медицинский персонал в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, непосредственно обслуживающий больных, предусмотрен так же и Списком № 2, утверждённым в 1991 году (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения").

Списком № 2, утвержденным в 2005 году, предусмотрены санитар(ка), непосредственно занятые обслуживанием больных психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждений.

Педагогические работники не отнесены к кругу людей, имеющих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2.

В тоже время, в соответствии со статьей 48 Закона отдельным категориям медицинских и педагогических работников предоставлено право на пенсию за выслугу лет со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Женщинам такое право предоставляется при наличии специального стажа работы не менее 25 лет, мужчинам при наличии специального стажа работы не менее 30 лет.

В специальный стаж засчитывается работа, предусмотренная Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 декабря 1992 года № 724 и Перечнем учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденный постановлением Совета Министров от 9 октября 2008 года № 1490.

Указанными Перечнями предусмотрены учителя начальных школ, базовых школ, средних школ и так далее.

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Ваши вопросы и жалобы.

В мае прошлого года Иван Николаевич Снитко из Лиды рассказывал onliner.by, как был следователем, ликвидировал аварию на ЧАЭС и побывал на спецоперации в Баку. Но после 19 лет службы был вынужден уволиться. В позапрошлом году он стал оформлять пенсию и оказалось, что его 19 лет не вошли в страховой стаж, а значит, он может рассчитывать только на социальную пенсию в 90 рублей. Да и то в 65 лет. _ Министерство труда тогда только разводило руками: такое законодательство, ничего не поделаешь. Мол, давным-давно есть понятие страхового стажа - это период работы, когда вы или вместо вас платили страховые взносы. И от его величины зависит, будет человек получать трудовую или социальную пенсию. Да, на самом деле, понятие страхового стажа существовало с 2006 года. Но буквально за последние несколько лет он вырос с 5 до 15 лет. И по закону будет расти еще больше: каждый год на 6 месяцев, в итоге к 2025-му составит 20 лет, пишет портал.
При этом в страховой стаж не включаются служба в армии, учеба в вузах и ссузах, а также аспирантура, докторантура и так далее, отпуск по уходу за ребенком, служба в милиции и других силовых структурах и многое другое. После того как белорусы стали выходить на пенсию по новому законодательству, появились и те, кто попал в так называемую «ловушку страхового стажа», - люди, у которых общий стаж позволял выходить на пенсию и претендовать на нее, но вот страхового стажа у них не хватало. - Ты всю жизнь прожил с ощущением, что страхового стажа надо 5 лет, и вдруг его стало нужно 16. И доработать эту разницу часто нереально, - говорят правозащитники общественного объединения «Белорусский Хельсинский комитет».
Это-то и случилось у Ивана Николаевича, который после 19 лет службы в МВД уволился, чтобы ухаживать за больными родителями. Страхового стажа без службы в МВД у него было около 10 лет. Для получения даже минимальной пенсии по возрасту этого не хватало. А значит, он мог претендовать только на социальную пенсию в 90 деноминированных рублей, да и то через пять лет. По данным Министерства труда, в подобной ситуации уже на момент увеличения срока оказалось больше 1000 человек и с каждым годом их число растет.
Проблемой ловушки страхового стажа занялись правозащитники. Они обратились в Конституционный суд, Министерство труда и Парламент. - Мы предлагали ввести переходный период, «скорую адресную помощь» для тех, кто оказался в подобной ловушке. Более того, назначить пропорциональную пенсию, даже если страховой стаж не выработан полностью, - отмечают правозащитники «Белорусского Хельсинского комитета».
Конституционный суд отметил, что при переходе на новое законодательство «следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм». Также Конституционный суд добавил, что нужно предусмотреть корректировку и внесение в трудовой стаж социально значимой для государства и общества деятельности.
В итоге законодательство пересмотрели. И со вчерашнего дня в силу вступил новый указ президента от 29.06.2017 №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». - Да, Иван Николаевич один из немногих сможет получать трудовую, а не социальную пенсию. Мы уже отправили документы на оформление, - говорит начальник управления по труду Лидского райисполкома Андрей Мимиш. - Страховой стаж для него и всех военнослужащих, которые не пошли на военную пенсию, снижен до 10 лет. И Иван Николаевич как раз его уже отработал.

Что изменилось в законе?

- Нововведения смягчают положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешают проблему ловушки страхового стажа полностью, - объясняют в БХК. Правозащитники составили специальную таблицу, чтобы показать, какие произошли изменения в законодательстве, а что осталось прежним.
Новые правила пенсионного обеспечения до указа №233 (до 01.08.2017) После указа №233 (после 01.08.2017)
Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Это в первую очередь о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере. Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.
Люди, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами 1-й группы), попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию. Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше - больше). При этом по закону уход за инвалидом 1-й группы нельзя совмещать с какой-либо работой. Некоторым образом учтена логика общественно полезной деятельности. Периоды общественно полезной деятельности все еще не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет. Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин - не менее 35 лет, для мужчин - не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин соответственно. Таким образом, указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.
Положение людей, которые ухаживали за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа. Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.
Возникло неравенство в отношении военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они увольняются до достижения срока выслуги лет (а это 20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, принципиальный сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет хорошей службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня. Улучшается положение военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Срок их службы все еще не засчитывается в страховой стаж. Если эти люди по какой-либо причине не дослужатся до ведомственной пенсии и будут уволены ранее, для получения пенсии на общих основаниях им нужно будет набрать 10 лет страхового стажа, а не 16 и выше, как было до принятия указа 233. Также нужно набрать и минимальный общий трудовой стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин. Время службы засчитывается в общий трудовой стаж. При этом такой смягченный подход будет действовать только для тех людей, кто прослужил не меньше 10 лет.

Постановление МВД РБ 480 29.12.2012 Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ декабря 2012 г. № 480 Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей

На основании пункта 271 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей» Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главное управление кадров Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Министр генерал-майор милиции И.А.Шуневич СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Комитета Председатель государственного контроля Следственного комитета Республики Беларусь Республики Беларусь

А.С.Якобсон В.П.Шаев 28.12.2012.12.2012 УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства внутренних дел

Республики Беларусь.12.2012 № 480

ИНСТРУКЦИЯ о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы) внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – сотрудники), членам семей умерших (погибших) сотрудников, а также членам семей умерших пенсионеров из числа сотрудников, имеющим право на назначение и выплату пенсий и пособий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 36, ст. 571) (далее, если не установлено иное, – члены семьи сотрудника, пенсионера).

2. Назначение пенсий и пособий сотрудникам, а также членам семьи сотрудника, пенсионера осуществляется финансово-экономическим управлением Департамента финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь, финансово-экономическими отделами управления финансов и тыла главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее – финансовые подразделения органов внутренних дел).

3. Назначение пенсий сотрудникам, а также членам семьи сотрудника, пенсионера осуществляется соответствующим финансовым подразделением органа внутренних дел на основании следующих документов:

3.1. назначение пенсий за выслугу лет и по инвалидности:

Расчет выслуги лет для назначения пенсии по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции (далее – расчет);

Заявление о назначении (возобновлении выплаты) пенсии по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции (далее – заявление);

Денежный аттестат;

Свидетельство о болезни – для пенсионеров, прошедших освидетельствование в военно-врачебной комиссии;

Направленное в финансовое подразделение органа внутренних дел заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) – для инвалидов;

Копии документов, подтверждающих периоды льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, получения среднего специального или высшего образования в качестве учащихся и студентов, стажа работы;

Фотография пенсионера размером 30 x 40 мм;

Выписка из приказа об увольнении с военной службы или со службы (исключении из списков личного состава);

Копии документов, подтверждающих право на льготы (при наличии);

3.2. назначение пенсий по случаю потери кормильца:

Расчет – для членов семей умерших (погибших) сотрудников;

Заявление;

Копия свидетельства о смерти (справка, содержащая сведения из записи акта о смерти) кормильца либо копия решения суда об установлении факта смерти или объявлении кормильца умершим;

Выписка из приказа об исключении сотрудника из списков личного состава в связи со смертью (гибелью) – для членов семей умерших (погибших) сотрудников;

Копия экспертного заключения по вопросу установления причинной связи увечья или заболевания, приведших к потери или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями – в случае смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

Денежный аттестат – для членов семей умерших (погибших) сотрудников;

Копия паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, удостоверяющего личность;

Документы, подтверждающие нахождение члена семьи, сотрудника, пенсионера, обратившегося за пенсией, на иждивении умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников), – для нетрудоспособных членов семьи сотрудника, пенсионера;

Справка о неполучении пенсии, выданная органом, назначающим и (или) выплачивающим пенсию по месту жительства;

Справка о месте жительства и составе семьи умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников);

3.3. дополнительно к документам, указанным в подпункте 3.2 настоящего пункта, при назначении пенсий по случаю потери кормильца членам семьи сотрудника, пенсионера, указанным в части третьей статьи 30 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»:

Копия свидетельства о рождении – для детей умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников);

Справка о том, что член семьи сотрудника, пенсионера, обратившийся за назначением пенсии, является обучающимся (с указанием необходимых сведений, которыми располагает учреждение образования, организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования, иная организация, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) – для обучающихся старше 18 лет;

Направленное в финансовое подразделение органа внутренних дел заключение МРЭК – для инвалидов;

Документы, подтверждающие неполучение алиментов от родителей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, – для пасынков и падчериц;

Копия свидетельства о смерти (справка, содержащая сведения из записи акта о смерти) родителей либо копии решения суда об установлении факта смерти или объявлении родителей умершими – для братьев, сестер и внуков;

Копия решения суда об усыновлении (удочерении) или установлении опеки – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

Копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки (попечительства) – для лиц, над которыми установлена опека (попечительство);

Копия свидетельства о заключении брака (справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака) – для супруга (супруги) умершего (погибшего);

Выписка (копия) из трудовых книжек или иные документы, подтверждающие занятость, – для супруги (супруга) или одного из родителей либо деда, бабушки, брата или сестры, занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников), не достигшими 8-летнего возраста;

Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим (погибшим), – для нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего);

Документы, подтверждающие воспитание или содержание умершего пасынка или падчерицы не менее 5 лет, – для отчима, мачехи умершего (погибшего).

4. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий и пособий сотрудникам и членам семей умерших (погибших) сотрудников, возлагается на кадровые подразделения органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – кадровые подразделения) по последнему месту прохождения военной службы или службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – служба) сотрудника перед увольнением.

5. После издания приказа об увольнении сотрудника с военной службы или со службы (исключении из списков личного состава) кадровым подразделением в течение десяти рабочих дней составляется расчет, который вместе с личным делом сотрудника и документами, указанными в пункте 3 настоящей Инструкции, необходимыми для назначения (возобновления выплаты) пенсий и пособий, представляется в соответствующее финансовое подразделение органа внутренних дел.

В расчете после каждой записи о службе, исчисленной на льготных условиях, указывается основание для льготного зачета стажа службы (нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь, перечни воинских частей и соединений, входивших в состав действующей армии, и иные документы).

При назначении пенсии в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 14 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в расчете перед выслугой лет указывается стаж работы на основании трудовой книжки и иных документов, подтверждающих стаж работы.

6. Исчисление выслуги лет (стажа работы) для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» производится согласно материалам личного дела сотрудника с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2006 г. № 666 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 187, 1/8072) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1994 г., № 12, ст. 213; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 42, 5/866).

Отдельные периоды стажа работы, прохождения военной службы или службы, подлежащих зачету в выслугу лет в календарном исчислении или на льготных условиях, должны быть подтверждены сведениями, предоставленными государственными архивными учреждениями, или иными документами.

7. Заявление и иные документы для назначения пенсий регистрируются сотрудниками финансового подразделения органа внутренних дел в книге учета пенсионных документов по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

8. После поступления всех необходимых документов для назначения пенсий финансовым подразделением органа внутренних дел в течение десяти рабочих дней составляются заключения о назначении пенсий (в зависимости от вида назначаемой пенсии).

Если сотрудник в течение одного месяца со дня увольнения с военной службы или со службы (исключения из списков личного состава) без уважительных причин не ознакомлен с расчетом, кадровое подразделение представляет в финансовое подразделение органа внутренних дел справку о невозможности оформления расчета в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Без письменного заявления сотрудника соответствующее заключение о назначении пенсии не составляется.

9. После утверждения заключения о назначении пенсии финансовым подразделением органа внутренних дел оформляется пенсионное дело сотрудника, членов семьи сотрудника, пенсионера, которое регистрируется в книге учета пенсионных дел по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

10. Для оформления пенсионного удостоверения по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции лицо, которому назначается пенсия, представляет в соответствии с пунктом 3.14 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590), паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и свою фотографию размером 30 x 40 мм.

11. Для увеличения размера пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «г» статьи 15 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в финансовое подразделение органа внутренних дел представляются документы, подтверждающие стаж работы со дня увольнения с военной службы или со службы до дня достижения возраста, дающего право на получение пенсии по возрасту на общих основаниях (далее – пенсионный возраст), исчисленный в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275). К пенсионному делу приобщаются копии указанных документов.

12. Для повышения пенсий в соответствии со статьей 45 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в финансовое подразделение органа внутренних дел представляются документы, подтверждающие право пенсионера на льготы. К пенсионному делу приобщаются копии указанных документов.

13. Назначение членам семей умерших (погибших) сотрудников ежемесячного пособия в соответствии со статьей 361 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (далее – ежемесячное пособие) производится финансовым подразделением органа внутренних дел на основании заявления о назначении (возобновлении выплаты) ежемесячного пособия по форме согласно приложению 6 к настоящей Инструкции (далее – заявление о назначении ежемесячного пособия) и документов, предусмотренных Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 1345 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 112, 5/11223).

14. На основании заявления о назначении ежемесячного пособия и необходимых документов финансовым подразделением органа внутренних дел составляется заключение о назначении ежемесячного пособия.

15. Для получения единовременного пособия в соответствии с пунктами 14 и 15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 членами семьи умершего пенсионера из числа сотрудников в финансовое подразделение органа внутренних дел представляются следующие документы:

Заявление о выплате единовременного пособия;

Копия свидетельства о смерти (справка, содержащая сведения из записи акта о смерти) пенсионера из числа сотрудников либо копия решения суда об установлении факта смерти или объявлении пенсионера из числа сотрудников умершим;

Копия свидетельства о заключении брака (справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака) – для супруга (супруги) умершего пенсионера из числа сотрудников;

Копия паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, удостоверяющего личность, гражданина, обратившегося за получением единовременного пособия;

Справка о месте жительства и составе семьи умершего пенсионера из числа сотрудников;

Копия заключения МРЭК об установлении инвалидности гражданина, обратившегося за получением единовременного пособия, – для родителей умершего пенсионера из числа сотрудников, не достигших пенсионного возраста.

16. При выплате единовременного пособия членам семьи умершего пенсионера из числа сотрудников составляется заключение о выплате единовременного пособия.

17. В целях обеспечения правильности выплаты пенсий и пособий финансовые подразделения органов внутренних дел:

Разъясняют пенсионерам из числа сотрудников, а также членам семьи сотрудника, пенсионера порядок и сроки представления документов, случаи прекращения выплаты пенсий и пособий, а также иные обстоятельства, определяющие право на получение пенсии и пособий;

Осуществляют правовую оценку поступивших документов на выплату пенсий и пособий, а также содержащихся в них сведений;

Направляют дополнительные запросы в соответствующие государственные органы и иные организации, располагающие необходимыми сведениями, для правильной выплаты пенсий и пособий.