Коррекционный час в подготовительной группе. Образовательный портал. Лексическая тема: “Игрушки”

наталья трунова
Коррекционный час в подготовительной логопедической группе «Зимние забавы»

Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе

по теме «Зимние забавы »

Коррекционно -образовательные задачи :

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях ;

Уточнять знания о зимних , забавах ;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в единственном числе и во множественном числе;

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А;

Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы » ) ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы »

Совершенствовать навыки словоизменения;

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

Развивать фонематическое восприятие;

Совершенствовать навыки связной речи;

Учить согласовывать речь с движениями;

Развивать общую и мелкую моторики;

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Коррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ход занятия:

1. Звучит фонограмма «Волшебные звуки вьюги»

Ребята, как вы думаете, что это за звуки? На что они похожи?

(Воет метель, дует сильный ветер, вьюга)

В какое время года это бывает? (зимой)

А какое время года у нас сейчас?

Вы знаете какой сейчас идет зимний месяц ? (январь)

Какие зимние месяцы вы знаете еще?

Давайте вспомним «Без чего не бывает зимы?»

Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать :

«Не бывает зимы без. (снега, сосулек, санок, горки) ».

2. Чистоговорка «Зима» :

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

3. Дыхательная гимнастика

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звёзды

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

«Подуй на снежинку»

Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги) .

4. Ребята, пока мы с вами говорили о зиме, вьюга оставила нам письмо.

Ребята, как вы думаете кто прислал нам его (ответы детей, отгадайте загадку

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.

5. Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.

Я хочу знать, чем ещё ребята занимаются зимой?

(катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки» .)

6 .Найди отличия «Большой и маленький» .

Посмотрите, два снеговика, один большой, а другой маленький, я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького :

У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик.

Чёрные глаза

Пушистая елка

Синее ведро

Длинный красный шарф

Быстрый снегокат.

У нас еще есть зимние слова , давайте их тоже назовем ласково.

(словарь по теме)

7. А давайте, поиграем со словом «снеговик» , я начну предложения, а вы закончите его словом «снеговик»

Мы решили слепить…. (снеговика) .

Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику) .

Мы показали соседям нашего …. (снеговика) .

Мы играли с нашим …. (снеговиком) .

Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике) .

Давайте его скорее откроем. Ой, а здесь несколько конвертов,а вот и задание

Сложите картинки и вы попадете в зимнюю сказку

8. Сложи картинку «Зимние забавы » .

9. Упражнение на координацию движения и речи «Зимние забавы » (Н. Нищева) .

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках, (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Падают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимая воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (Падают.)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)

8. Отгадай загадку и покажи отгадку

Сажусь и качусь,

С горы я мчусь,

Но это не санки,

А просто … (ледянка) .

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы … (санки) .

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется… (сноуборд) .

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи) .

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки) .

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все : «Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра … (хоккей) .

Вдруг отточенным движеньем

Хвать винтовки – и стрелять!

Бьют прицельно по мишеням,–

Раз, другой, четыре, пять.

И помчались под уклон.

Что же это? … (Биатлон.)

10. Назовите зимние виды спорта

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках) ;

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах) ;

хоккеист (играет в хоккей) ;

фигурист (занимается фигурным катанием) .

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту) .

Коньки нужны …. (конькобежцу) .

Санки нужны … (саночнику) .

Лыжи нужны … (лыжнику) .

Шайба нужна … (хоккеисту) .

11. Расскажите, как на каникулах отдыхали вы.

12. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.

«Хоккей» - «шайбу» (язык) загоняем в «ворота» (щеки) . Рот закрыт.

«Фигуристы» - облизать языком губы («Вкусное варенье» ).

«Снеговики радуются морозу»

Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

«Горка»

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой» .

«Горка закрывается - открывается»

Сделать «горку» , а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны, а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы) . Повторить движения 5-6 раз.

Мимические упражнения :

Порадовались победе!

Огорчились неудаче.

Сосредоточились на старте.

13. Снеговик : Спасибо вам ребята, повеселили вы меня, а что вам больше всего понравилось? Что было труднее всего? (ответы детей) . На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы » У меня лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими карандашами.

Изготовление коллажа «Зимние забавы »

Людмила Косых
«Домашние животные». Коррекционный час в старшей логопедической группе

Коррекционный час в старшей логопедической группе на

тему : «Домашние животные » .

Цель : коррекция речевой , моторной и интеллектуальной сфер ребёнка-дошкольника.

Задачи :

Закрепление лексического материала по теме : «Домашние животные » ;

Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные » ;

Обратить внимание на отличительные особенности домашних животных ;

Дифференциация и автоматизация звуков.

Ход коррекционного часа.

Фронтальная часть.

Отработка темы : «Домашние животные » .

Составление рассказа о домашнем животном по предложенному педагогом плану.

1. Название.

2. Как называется его домик?

3. Чем его кормят?

4. Какую пользу приносит?

5. Как за ним ухаживать?

Формирование грамматического строя речи – как называются домики домашних животных ; счёт с названиями домашних животных ; назвать части тела домашних животных по картинке ; закончи предложение.

Игры : «У кого что?» , «У кого кто?» , «Назови ласково» , «Кто как голос подаёт?» , «Подбирай, называй, запоминай» , «Скажи одним словом» .

Физкультминутка «Кошка и собаки» .

Работа в подгруппах .

«Что забыл нарисовать художник?»

«Назови животных , которые пришли к поросёнку на праздник и что каждый подарил из гостей?»

«Портрет на память – обведи животное по пунктирным линиям».

Индивидуальная работа с детьми.

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация и дифференциация звуков по материалам, предложенным учителем логопедом в тетради взаимосвязи.

Свободная деятельность в центрах активности.

Публикации по теме:

Конспект АМО-урока «Дикие и домашние животные» в старшей группе. Тема Дикие и домашние животные. Классификация урока (занятия в системе образовательных мероприятий) - закрепление изученного материала.

Коррекционный час с детьми старшей группы с ТНР «Посуда» Коррекционный час на тему «Посуда» в старшей группе №3 (тнр) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Коррекционно-образовательные задачи: активизировать.

Коррекционный час в подготовительной логопедической группе «Зимние забавы» Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе по теме «Зимние забавы» Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять.

Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе «Составление связного рассказа по теме «Жизнь зимнего леса». Программное.

Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука [р] Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука «р». Цели занятия: 1. Продолжать автоматизировать (закреплять).

Коррекционный час в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи «Морское путешествие» Конспект НОД


Керус Наталья Каримулловна

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Работа воспитателя в логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Вместе с этим воспитатель группы реализует комплексную программу образовательного стандарта и готовит ребенка к обучению в школе. Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда, специалистов ДОУ и воспитателя, то есть всех участников единого коррекционного процесса, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Традиционно складывалось, что работа воспитателя в речевой группе отличается от работы воспитателя массового сада тем, что он проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда. Но коррекционная работа не должна ограничиваться только этим.
Современные подходы к коррекции речевых недостатков воспитанников логопедических групп требуют четкой организации, последовательности и взаимосвязи в работе всех участников единого коррекционного процесса. Мониторинг воспитанников детского сада на протяжении многих лет показал, что дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования, явно прослеживается несформированность психических функций мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Что у таких детей и в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь указанных детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть, налицо нарушение всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики.
У детей логопедических групп прослеживается нарушение мелкой моторики, они не соответствуют возрасту, и формирование графомоторных навыков требуют дополнительной работы и развития. Нарушение графомоторных навыков присутствуют у дошкольников на протяжении нескольких лет пребывания в логопедической группы. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Все эти особенности детей речевых групп хорошо заметны любому воспитателю, работающему в логопедической группе. Но воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке в период с 1-15 сентября обследует детей своей группы. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются в педагогическом листе на каждого ребенка, а затем включаются в индивидуальную программу развития. На основе и с учетом данного обследования, воспитатель совместно с логопедом формирует подгруппы детей для дальнейшего наиболее полноценного проведения коррекционной работы. Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того, чтобы впоследствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей. Аналогичное обследование проводится в середине (до 25 января) и в конце учебного года (до 25 июня). Цель этого обследования - проследить динамику развития ребенка. Примерный наглядный материал подбирается специально и используется только для обследования. После проведенного в сентябре (с 1-15 сентября) обследования воспитанников логопедической группы коррекционная работа проводится воспитателем совместно со всеми специалистами ДОУ в течение всего учебного года под руководством и контролем логопеда. Его ведущая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.
К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем речевых групп, относятся следующие:
. Закрепление изученных речевых навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов; («оречевление» режимных моментов)
. систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
. развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы - процессов, тесно связанных с речью;
. совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
. работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.
. как конечный результат работы- формирование связной речи коррекционная работа в логопедической группе может быть спланирована следующим образом
. коррекционные занятия должны проводиться во второй половине дня с 15-30 до 16-15 не менее 2-3 раз в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:

  1. Организация детей на занятие
  2. . 2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
  3. 3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
  4. 4. Физминутка.
  5. 5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.
  6. 6. Выполнение заданий логопеда проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом в начальный период работы, затем дети учатся осуществлять контроль за органами артикуляции с опорой на кинестетические ощущения.
  7. 7. Итог занятия.
Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования
. вносить коррекционное занятие в план (при традиционном планировании);
. наглядный материал к занятию готовить заранее;
. план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал для расширения словаря;
. в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
. необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей и в соответствии с требованиями учителя-логопеда. Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий Примерно это 3-4 человека.
Учитывая, что сетка занятий в логопедических группах переуплотнена и зачастую имеются нарушения норм САНиПИН по количеству занятий в неделю, коррекционный час можно не планировать как занятие, а организовать и спланировать как игровые упражнения по закреплению поставленных речевых функций. Тогда в ежедневных планах это должно быть отражено соответствующим образом.
Развитие артикуляционной моторики является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения.(в течение двух месяцев ежедневно обязательно, а далее по необходимости) Достаточно 5-и минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время. (Смотри памятку по методике проведения артикуляционной гимнастики). Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Режимные моменты; подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, труд на участке и т.д. по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации. Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом. Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования и т.д. В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.
Рекомендации 1. Материал, подлежащий закреплению, располагается на стенде группы, для родителей - в специальной папке в раздевалке. 2. Общение с взрослым всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения. Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф. Следует заметить, что речь воспитателя, работающего в логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной,с орфоэпическими нормами произношения.
В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; производить действия по многоступенчатой инструкции, связно рассказывать о выполненных действиях и многое другое.
Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д. С этой целью в каждой группе оборудован соответствующий уголок с перечисленными предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию.
Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя в логопедической группе, хочется отметить еще одну у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе в коррекционных целях можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями.
Особая роль отводится работе с родителями. Индивидуальные консультации, практический показ, обучение простейшим приемам коррекции той или иной функции, объяснение заданий логопеда, привлечение к ведению индивидуальных тетрадей воспитанников (рисунки, штриховки, обводка и другое) - вот далеко не полный перечень деятельности воспитателя в работе с родителями. Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли домой тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома. Такой опыт работы показал, что проводимая таким образом коррекционная работа воспитателя в речевых группах даст эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.

Поможем Петушку.

■ развивать внимание, мышление, восприятие, воображение;

■ совершенствовать мелкую моторику, координацию слов и движений;

■ активизация словаря по теме: «Домашние птицы», упражнять в сравнении утки и курицы;

■ отработка согласования существительных с числительными;

■ воспитывать самостоятельность, умение мыслить.

ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки из серии «Домашние птицы», кубики Никитина, палочки Кюизенера, схемы, цветные карандаши, незаконченные рисунки с утенком, контурное изображение петуха, краски, игрушка цыпленок.

Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки?

(ответы детей).

Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.

Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

(ответы детей).

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания будем дарить петушку по одной краске.

1 .-(Раздается писк цыпленка) Дети, я расскажу о чем он просит.

Помогите малышам,

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте, Хором, дружно отвечайте:

Кого они ищут?

Игра «Доскажи словечко»

Шею вытянул гусенок Озирается спросонок,

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла... (гусыня).

А кто папа у гусят? (гусак)

вывешивается картина «Гуси»

Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка! Ждет вас около прудa

Ваша мама... (утка).

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картинаУтки»)

Ну-ка марш назад цыплятки. Залезать нельзя на грядки! Ищет вас. волнуется Ваша мама... (курица).

Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)

Что стряслось у индюшат. Почему они спешат?

У сарая за кадушкой Червяка нашла... (индюшка)

Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами.

Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Дети, вы справились с заданием поэтому дарим петушку краску

Дети, посмотрите, вот забор. А за забором птичий двор.

Посмотрите внимательно и догадайтесь, кто за ним прячется?

(нарисунке видны лапки петуха, уточки, кота и курочки.

Ребята, а курочка и уточка поспорили, кто из них лучше.

Скажите, чем они отличаются? Чем похожи? (ответы детей).

Молодцы, давайте подарим петушку еще одну краску.

Дети садятся за столы.

Посмотрите. плавает утенок в пруду. А на берегу нет ни песочка, ни травки. Нарисуйте такой берег, чтобы утенку было весело гулять.

(Дети выполняют задание)

Молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Подарим петушку краску.

Наши пальчики немного устали, пусть немного отдохнут и разомнутся. Давайте возьмем колючие мячи и вспомним наше упражнение.

Дети проговаривают слова и сопровождают движениями рук в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю

Взад вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку.

Я сожму его немножко.

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

А потом опять начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

Дети кладут мячи в коробочку и садятся за столы. На столах палочки Кюизенера и кубики Никитина.

Ребята, нужно сложить по схемам уточку, гусенка, цыпленка, курочку. (после выполнения задания, сравнивается по схемам правильность задания)

Молодцы! Дарим петушку краску.

Игра с мячом «Сосчитай».

в - Один петух, два.
Д - петуха.
в - пять...
Д - петухов.
в - Один индюк, два
Д - индюка.
в - пять...
Д: - индюков.

Давайте встанем в круг и поиграем. Я буду называть число и птицу, а вы будете отвечать.

Молодцы, дарим петушку еще одну краску.

Давайте подойдем к нашему петушку и скажем волшебные слова.

Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

Вы, дети, молодцы. Помогли петушку и узнали много о жизни домашних птиц.

Подумайте и скажите для чего нам нужны знания о домашних птицах.

Проведение опыта.

Почему говорят: « В воде купался, а сух остался»

Цель:- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; - развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Материал: емкость с водой; перья гусиные и куриные.

Проводим опыт: Обратить внимание на перья на столе. Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные.

Версии: гусиные перья не намокают, они покрыты жиром. Предложить опустить перья в тазик с водой по очереди. Разложить на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод: - Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром; - Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: "Ты, как мокрая курица" Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителей-логопедов.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений. Кроме того важно не только организовывать зрительный контроль, но и привлекать тактильные ощущения, подготавливая детей к выполнению упражнений без зрительной опоры (старшая и подготовительная к школе группы), поскольку наличие последней не всегда возможно в процессе свободного общения. Ребёнок должен уметь ощущать и контролировать себя с опорой на эти ощущения.

Перед началом выполнения артикуляционной гимнастики у каждого ребёнка обязательно должен быть индивидуальный платочек или салфетка. Сразу после выполнения упражнений зеркала и салфетки убираются воспитателем.

При выполнении артикуляционной гимнастики воспитатель, в зависимости от возраста детей, должен являться образцом выполнения данных упражнений. Так, в младшей группе обязателен показ упражнения воспитателем и синхронное с детьми его выполнение. В средней группе возможно выполнение упражнений по речевой инструкции, но, при затруднении, воспитатель так же демонстрирует образец. Наконец, в старшей и подготовительной к школе группах проведение артикуляционной гимнастики ограничивается чёткой речевой инструкцией воспитателя.

Для проведения артикуляционной гимнастики воспитатель обязан знать и владеть методикой, знать цель каждого артикуляционного упражнения и уметь чётко и правильно выполнять все упражнения комплексов.

Особо следует обратить внимание воспитателей на контроль за качеством выполнения упражнений детьми. Важно следить за продолжительностью данного этапа, которая составляет 5-7 минут (вне зависимости от возраста детей). Количество повторов каждого упражнения не должно превышать 6 раз, но и не должно быть меньше 3-х (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда) и выполняться строго под счёт до 6-ти. После каждого выполнения воспитатель обязательно напоминает детям о необходимости сглотнуть слюнки.

Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа логопедом по необходимости, исходя из особенностей детей группы, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возрастом детей. В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности. В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно. Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

Для повышения качества выполнения упражнений детьми воспитатель должен сам чётко знать текст упражнений и соответствующие ему движения и требовать того же от детей. При этом темп речи и выполняемых движений должны совпадать. Для этого обязательно заранее ознакомиться с текстом упражнения и знать его наизусть, что позволит осуществлять адекватный контроль за выполнением детьми задания и оказывать необходимую помощь при затруднениях.

Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.

Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.

Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т.п.), иллюстративного и речевого материала:

Комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;

Комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

Комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

Картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

Картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

Картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

Комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей (для младшей группы – 10-15 минут, для средней группы – 15-20 минут, для старшей группы – 20-25, для подготовительной к школе группы – 25-30 минут).

Индивидуальная работа воспитателя с детьми направлена на развитие и совершенствование звуковой культуры речи и соответствует этапу коррекционной работы учителя-логопеда с каждым из детей группы.

Содержание каждого этапа работы регламентируется учителем-логопедом.

Воспитатель обязан четко придерживаться рекомендаций логопеда, осуществлять постоянный контроль за речью каждого ребенка, т. е замечать в детской речи дефектное произношение автоматизируемого звука и своевременно и тактично его исправлять.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. Для проведения индивидуальной работы воспитатель должен знать особенности речевого недостатка каждого ребенка, этап коррекционной работы с дефектно произносимым звуком, должен владеть методикой работы со звуками. С этой целью учителя-логопеды составляют экран звукопроизношения, где наглядно изображен звуковой профиль группы.

Для проведения индивидуальной работы в групповом помещении должен быть оформлен “речевой уголок”, оборудованный детским рабочим столом, настенным зеркалом, отвечающим гигиеническим требованиям, индивидуальными гигиеническими салфетками, картотекой комплексов артикуляционных упражнений, картотекой комплексов дыхательной гимнастики, картотекой иллюстративного, речевого и игрового материала для отработки звукопроизносительных навыков со всеми группами звуков на различных этапах коррекционной работы, картотекой игр и упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, картотекой иллюстративного и речевого материала для отработки всех типов слоговой структуры.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

При проведении индивидуальной работы воспитатель должен находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит необходимый зрительный контроль за движениями и положением органов речи. Индивидуальная работа должна проводиться в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

Наконец, надо сказать, что воспитатель сам, прежде всего, должен являться образцом речи и поведения для детей. Он обязан пристально следить за правильностью, грамотностью и точностью построения собственных фраз и предложений, инструкций, за распространённостью и эмоциональной окрашенностью собственной речи, за тактичным обращением с детьми, имеющими особенности как речевого, так и психосоматического развития. Воспитание правильной речи у детей должно стать первостепенной задачей, которую решать надо повсеместно и каждому участнику всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса вне зависимости от этапа работы, режимного момента или возраста детей. Комплексное и компетентное воздействие на развитие детей, высокая заинтересованность и участие педагогов и специалистов групп позволят значительно повысить эффективность коррекционной работы и сократить её сроки.

Учителями-логопедами МБДОУ “Детский сад компенсирующего вида №1” города Салават составлен и апробирован сборник подобных комплексов для работы с детьми во всех возрастных речевых группах ДОУ. Пособие соответствует программным требованиям, перспективному планированию коррекционно-развивающей работы и предназначено для воспитателей и учителей-логопедов речевых групп ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Хочется надеяться, что с помощью этого пособия воспитатели и учителя-логопеды смогут наиболее эффективно и методически верно организовывать коррекционную работу с дошкольниками, имеющими речевые патологии.

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных речевых навыков недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

Коррекционная работа в детском саду строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь её осуществления - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных задачах и методах коррекционной работы).

К коррекционным задачам воспитателя логопедической группы относятся:

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Развитие правильного речевого дыхания.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Развитие фонематических представлений.

Целенаправленная активизация отработанной лексики.

Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, а также во время занятий как общеобразовательной, так и коррекционной направленности.

Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Коррекционная работа также проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия (коррекционный час). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.

Длительность группового и подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Примерная структура коррекционного часа:

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин).

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

Физкультминутка (2 мин.).

Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).

Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).

Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

В тетради по взаимодействию специалистов воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи специалисты группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы .

Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.

Библиографический список

Алябьева Б.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Кн. 1. М.:ТЦ Сфера, 2006.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.

Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 2004.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Гном-Пресс, 1999.

Левченко А.Н. Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ // Логопед. 2005. №6.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Просвещение, 1999.

Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» . Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение. Развивать связную речь. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве. Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами. Воспитывать гуманное отношение к природе.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края, которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти ( «Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание ( «Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приё мы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов, рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия.

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» .

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие, выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие: на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия:

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Итог

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии, реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов.

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Проведение коррекционного часа.

Коррекционный час проводит воспитатель во второй половине дня. Занятия воспитателя ни в коем случае не должны дублировать занятия логопеда.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Фамилии детей, задания, результаты занятия отражаются в специальной тетради, которая заполняется ежедневно

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда) воспитатель имеет возможность многократно активировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи. Контроль за поставленными звуками находит отражение в специальной таблице.

Развитие у детей внимания и всех видов памяти (зрительная, слуховая, вербальная) не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов

Совершенствование словесно-логического мышления ребенка, использование пословиц, загадок.

Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда по 3-5 минут в любое свободное время. Пальчиковая гимнастика служит хорошим и полезным отдыхом в середине занятия.

Развитие умения соотносить движения с речью.

Развитие диалогической речи. Мы считаем, что каждый сотрудник д\с должен служить примером речевого поведения для детей: употреблять вежливые формы обращения, уметь задать вопрос и ответить на него, выразить просьбу, высказать пожелание и этого же требовать от детей.

Некоторые виды коррекционно – логопедической работы, которые можно использовать при проведении логопедического часа.

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Артикуляционная гимнастика.

Выполняется детьми сидя за столами перед индивидуальными зеркалами. Цель упражнений: развивать артикуляционную моторику, упражнять детей удерживать заданную артикуляционную позу.

«Улыбка», «заборчик», «Логопедический оскал», «Дудочка», чередование «улыбка –дудочка», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Парус», чередование « Парус – мост», «Вкусное варенье»

Упражнения для постановки голоса:

А) произнесение длительного звука ММ

Б) произнесение длительного звука ммм с добавлением гласного звука

В) произнесение рядов гласных на одном выдохе.

Г) произносить на одном выдохе короткую пословицу, например: Хлеб - всему голова (нет шипящих звуков, нет Р).

Развитие словесно – логического мышления. Обсуждение пословицы.

Упражнения на развитие мимической мускулатуры. Выполняется стоя.

Утром солнышко проснулось, улыбнулось. дети улыбаются.

Посмотрело солнышко на землю – удивилось, изображают удивление

Как много ростков пшеницы зеленеет на полях

Ай! Жадные жуки напали на ростки изобразить страх, ужас

Прилетели птицы, склевали жуков, губы сложить в «клювики»

И снова солнышко радуется, Изобразить радость

смотрит ласково, согревает пшеничные всходы. Ласково улыбнуться.

Формирование речевого дыхания

«Колоски» - дуть на колоски 2-3 минуты, следим, чтобы дети не поднимали плечи, не надували щёки.

Пальчиковая гимнастика

Слышен летом до заката гул комбайнов у реки, (ритмично сжимают – разжимают кулачки)

И везут на элеватор урожай грузовики. (Хлопки ладонями и кулачками)

По дорогам пыль клубится, (Вращение руками, пальцы сжаты в кулачок)

Едет в кузове пшеница (сделать «ковшик» – раскрыть «ковшик»)

Кукуруза едет, рожь…(2 раза сделать и раскрыть «ковшик»)

Урожай у нас хорош!! (ритмично сжимают – разжимают кулачки).

Лексическая работа . «Перепалка» - поделить детей на 2 команды, чья команда вспомнит больше названий изделий из муки.

Развитие слухового внимания. Игра «Каша»

Каша в поле росла, дети идут по кругу, руки вверх подняты, пальчиками шевелят

К нам в тарелку пришла. Приседают, «шагают» пальчиками по ковру

Всех друзей угостим, по тарелке дадим.

Дети встают, поднимают с пола контейнеры, наполненные крупами, (манной крупой – 2 штуки, гречневой крупой – 2 штуки, рисом – 2 штуки, овсяными хлопьями 2 штуки, фасолью – 2 штуки, вермишелью – 2 штуки) в полной тишине потряхивают их, ищут пары по звуку контейнеров. Логопед спрашивает каждую пару детей, что в их контейнерах, как дети об этом догадались. Какая – то пара наполнителя не подходит к остальным. Почему? Фасоль – это бобовая культура, остальные крупы и макароны сделаны из злаков.

9. Развитие зрительного восприятия. «Конверты» - у детей на столах разложены конверты с разрезными картинками по теме «Хлеб». Дети собирают картинки, ориентируясь на образцы, выставленные на доске.

10 Развитие тактильных ощущений. «Угадай, что в мешочке». Мешочки наполнены разными крупами. Дети, ощупывая мешочки, должны догадаться, чем они наполнены.

11. Работа над просодической стороной речи.

Повторить за логопедом предложения с разной интонацией: Мы испекли каравай. Мы испекли каравай? Мы испекли каравай!

Ответить на вопрос, услышав логическое ударение: Мама купила торт? Мама купила торт?

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков. Целенаправленная активизация отработанной лексики. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепления звукопроизношения. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определенно программой:

а) проговаривание слогов. Слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок. Коротких рассказов, стихов;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепление речевых навыков в повседневной жизнедеятельности детей.

Связная речь – задачи: Звуковая культура, грамматический строй, лексическое богатство. Диалогическая форма речи: спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику. Монологическая форма речи: значение структуры текста (начало, середина, конец). Виды высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка, в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст – это период становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное речевое развитие в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивном периоде развития. Чем раньше начато обучение языку, тем свободнее ребенок им пользуется в дальнейшем. В последние годы повышается уровень работы по развитию речи детей ДОУ. Мы педагоги стали уделять больше внимания общению с детьми не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Организуя общение, проявляем доброжелательность, стремимся строить взаимоотношения на основе взаимного доверия и творческого содружества. Поощряем инициативы высказывания детей, внимательно выслушиваем, отвечаем, выполняем просьбы.

Освоена система работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи, позволяющая с помощью игровых приемов упражнять детей в отчетливом произношении. Слаженно в этом плане мы воспитатели работаем с логопедом. Многие задачи решаем с помощью учителя-логопеда.

Заметно улучшилась работа по формированию грамматической стороны речи. Эффективнее стала использоваться система упражнений по составлению старшими детьми различных синтаксических конструкций. Мы анализируем оформление ответов детей, исправляем ошибки морфологического и синтаксического характера. Большое внимание уделяем словарной работе, которая расширяется при развитии детского кругозора. Объясняем детям незнакомые слова, стремимся уточнить и активизировать словарь, необходимый ребенку для общения. Мы не игнорируем сферу общения детей друг с другом и со взрослыми, овладения коммуникативными умениями, стараемся решать задачи воспитания, культуры речи и культуры общения. Мы хорошо понимаем роль обучения родному языку в общем психологическом развитии (в развитии мышления, воображения, памяти, эмоции). Современные технологии развития речи ориентируют нас воспитателей на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Только взаимосвязь разных речевых задач (воспитание звуковой, формирование грамматического строя речи, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы по содержанию картины и подводятся к составлению рассказов, сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно. При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее качества, действий, на назначении хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Совместное рассказывание предполагает обучение детей построению коротких связных высказываний. Воспитатель начинает предложение – ребенок заканчивает его. Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). При описании предмета сначала он называется, затем рассказываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, картинки). При обучении составлению рассказов повествовательного типа надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) активизировать глагольную лексику в определенной ситуации.

В своей работе воспитатель учитывает разный речевой уровень детей, пришедших из семьи в детский сад, поэтому к этим детям индивидуальный подход, большая индивидуальная работа; дополнительные занятия вне занятий, и с их родителями, чтобы закрепляли с детьми упражнения дома.

Индивидуальная работа развивает речевые способности каждого ребенка. Воспитатель руководит развивающей игрой на уровне равного партнера.

Детям с высоким уровнем развития речи воспитатель предлагает короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (Наступила… Ребята… Они стали… Была… И тогда…). В индивидуальной работе детям легче обучаться рассказыванию, они ко мне ближе, доверительнее, разговорчивее (начинают говорить об игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

Одним из важных средств развития детей является создание развивающей среды. В группе должны быть оборудованы уголки: «Наша улица», «Окно в природу», уголок исследования, «Маленькие умники», разные виды театров, «ателье Мальвины», музыкальный уголок, «Нам весело», «Магазин», «Библиотека», «Почта», «Парикмахерская». Знакомство детей с Донским краем по карте, с логопедической полянкой – обучающая детей рассказыванию, мышлению, развивает фантазию, сшить «Капельку» – она знакомит детей с настроением, развивает экологические знания, речь, мышление, дети делают выводы при рассказывании о времени года.

Центральное место воспитатель отводит развитию диалогической речи. Общаясь с детьми, стараясь заинтересовать во всех сферах современной деятельности на специальных занятиях. Ко воспитателю в группу поступают дети шести – семилетнего возраста, из детских садов, большинство детей правильно произносят звуки родного языка, но над постановкой некоторых звуков приходится работать специальными упражнениями и большое место уделяется индивидуальной работе с этими детьми. Отрабатывается силу голоса, темп речи, интонацию, задавать вопросы, радоваться, удивляться эмоционально, стараясь раскрепостить детей, войти к ним в доверие, а это постигается в играх с детьми на равных, а задачи ставятся незаметно для детей и добиваться своей цели. Воспитатель дает детям разнообразные схемы, по которым они повествуют свои рассказы. Сначала учит детей строить высказывания из трех предложений, затем усложняет. К самостоятельному высказыванию подводит в игре (драматизации знакомых сказок). В своей работе воспитатель должен учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком в игровой форме на занятиях и в не. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава слов, совокупность слов употребляемыми детьми) особое внимание уделяется качественной стороне, увеличивается словарный запас (синонимами) или противоположными (антонимами). В играх с детьми возрастает удельный вес простых, распространенных предложений. Дети начинают замечать свои ошибки и сами исправляют их. Особое внимание уделяется распространенным предложениям, синтаксической стороне речи – умение строить не только простые, но и распространенные, сложные предложения разных типов. Составлению коллективного письма заболевшему ребенку (дети диктуют, воспитатель пишет, затем дети слушают, о чем они писали). В группе вводится новый вид работы – «ознакомление со словесным составом предложения». Подводим к тому, что речь состоит из предложений, предложение и слов, слова из слогов и звуков, то есть, вырабатываем у детей осознанное отношение к речи, подготовки к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учим детей связно, последовательно, выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонацией передавать диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине учим самостоятельно составлять описательный рассказ по ее содержанию, указывать место и время действия, придумывание событий предшествующих изображенному и последующих за ним. Проводим занятия по серии сюжетных картин, они формируют у детей умения развивать сюжетную линию, придумывают название рассказа в соответствии с содержанием. На занятиях по рассказыванию об игрушках учим детей составлять рассказы и сказки соблюдая композицию, выразительность, дети дают их описание и характеристику. Часто составляем рассказы из собственного опыта: на занятиях, на прогулках и в свободное время. Рассказы описательные, повествовательные и смешанные. Учим детей понимать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить, озаглавить.

Дети в логопедической группе сложные их речь в полном объеме не соответствует норме. Поступивших детей совместно с логопедом можно условно разделить на две группы. В первой группе 70% детей, которые овладели фразовой речью. Они отвечают на вопросы, могут без помощи воспитателя составить рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать об хорошо известных, интересных событиях. Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря, приближается к не высокой норме. Отмечается при беседе с детьми рост количества слов, появление однородных членов. Дети стремятся пользоваться разными типами предложений. Делают ошибки в смещении и замене, пропускают звуки, переставляют их, особенно в малоизвестных словах: шестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявства (лекарства) и т.д. Они уверенно справляются с выделением заданного звука, слышат и определяют место изучаемого звука в слове. Овладевают с трудом навыками звукового анализа, прямого слога и односложных слов. Структура сложносочиненных предложений упрощена (Таня рисовала дом, а Маша лепила гриб.) Имеются случаи пропусков членов предложений, особенно подлежащих.

Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий связанных со словоизменением, словообразованием. Когда проводим анализ речевой деятельности, наших детей, позволяем считать, что словарный запас недостаточно точен. Дети говорят словами конкретно означающие предметы и действия, мало слов обозначающих отвлечение, обобщение. Больше трудности испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения вообще не доступны для их понимания. Часто заменяют слова, словами близкими по ситуации: (фонтан, водичка, льется) галстук – ленточка, конура – дупло, стрекоза – муха, жук. Значительные трудности испытывают при самостоятельном образовании слов: например, профессий, от названий действий (строить – строитель); существительных от названий признаков (красный-краснота); антонимов типа (густой – редкий, мягкий – чёрствый).

У детей с ОНР ошибки с употреблением форм множественного числа: путают окончания слов (домы, гнёзды), неправильно склоняют: он, она, оно, они. В активной речи чаще употребляют хорошо отработанные предлоги (в, на, под). Замечается ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности, не позволили детям овладеть сложными предлогами (из-за, из-под, между, над и т.д.).

Отвечая на вопросы, дети делают ошибки. При обследовании детей данные свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Но стоит усложнить задание, и дети делают ошибки. Это связанно с недостаточной дифференциацией форм слов.

Вторую группу образуют дети 30% с более ограниченным опытом, несформированными языковыми средствами. Уровень речевых навыков у них ниже, чем у детей первой группы. Когда составляют рассказы по картинке, этим детям требуется словесные и изобразительные подсказки. При рассказывании у этих детей появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при высказывании недостачен, эти дети ждут помощи воспитателя. При беседе с этими детьми, отмечаем нарушения модели предложений: пропуски главного и второстепенного членов предложения, опускаются, неправильно употребляются союзы, сложные слова. Диапазон слов не велик. В ряде упражнений не могут добавить недостающего слова помыслу: греет…, стрекочет…, порхает…; задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им недоступны. Недостаточно усвоили эти дети, обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т.д. Дети заменяют родовые понятия видовыми: деревья-елочки, головные уборы-шапки.

Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей обнаруживаются заметные различия между группами в области связной речи. Таким детям нужны больше внимания, индивидуальный подход к каждому