Виды памяти по продолжительности протекания. Определение памяти. Виды памяти. Виды памяти по времени сохранения материала

мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без

переработки полученной информации. Эта память -непосредственное отражение информации органами чувств. Ее

длительность составляет от 0,1 до 0,5 сек. Эта память - полное иостаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память образ

Кратковременная память. В том случае, если информация,переданная рецепторами, привлекла наше внимание, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем(стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Продолжительность сохранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд (Воспроизведение происходит немедленно, без повторения, после однократно очень непродолжительного восприятия.Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также и объемом, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными

ограниченностью объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека, вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается. Установлено, что в том

случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности которые они во время первой встречи заметили"друг у друга, в среднем называется количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, то есть 7+-2. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти

Оперативная память. - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то

осуществляем его по частям, ≪кусками≫. При этом мы удерживаем ≪вуме≫ некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного,

заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд донескольких дней. Срок хранения сведений здесь определяется задачей,вставшей перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная память - вид памяти человека и животных,характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения которые только закрепляет ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент

припомнить то, что когда-то было запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

Именно из нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных потребностей.

Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из ратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.

Объем и длительность долговременной памяти зависят от важности информации для субъекта, от способа ее кодирования,систематизации и, наконец, воспроизведения. Не менее важную роль здесь играют и такие факторы, как привычность материала, контекст, в котором происходит запоминаемое событие, мотивация запоминания

. Генетическая память - это память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта память - единственная у человека, на которую мы не можем оказывать

влияние через обучение и воспитание

13 взаимосвязь кратковременной памяти и долговременной .

Кратковременная память. В том случае, если информация,переданная рецепторами, привлекла наше внимание, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем(стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Продолжительность сохранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд (Воспроизведение происходит немедленно, без повторения, после однократно очень непродолжительного восприятия.Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также и объемом, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Объем кратковременной памяти индивидуален.. Установлено, в случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности которые они во время первой встречи заметили"друг у друга, в среднем называется количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, то есть 7+-2. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память - вид памяти человека и животных,характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения которые только закрепляет ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было запомнено. При пользовании долговременной памятью для рипоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд.

Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Одна из концепций, описывающая совместную, взаимосвязанную деятельность кратковременной и олговременной памяти разработанаамериканскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шиффрином. Всоответствии с этой теорией долговременная, память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает возможностями

произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, что бы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, то есть

переводу на язык, понятный и доступный мозгу человек

Теории памяти

В современных исследованиях памяти центральной проблемой выступает проблема ее механизмов. Педставления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. раньше всех механизмы и закономерности памяти начали изучаться в психологии и физиологии. В последнее время сформировались биохимический и кибернетический подходы к изучению памяти.Появились также и нейронные и биохимические теории памяти.В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либообъект (≪материал≫) сам по себе, либо субъект (≪чистая≫ активность сознания) безотносительно к содержашпо взаимодействия субъекта и объекта, то есть, безотносительно к деятельности индивида.

Первая группа психологических теорий - ассоциативное направление .Если определенные психические образования

возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Опыты Г. Эббингауза показали, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания. Затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, По истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четвертьЗакон Г.Эббингауза говорит о том, что наибольший процент забывания падает на период, который следует непосредственно после заучивания.

Основываясь на ассоциативной теории, невозможно ответить на вопрос, каким образом человек выбирает для запоминания тот или иной объект. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и

хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию.

ГештальтТеория памяти . главная мысль - и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает.в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Актуальное в данный момент потребностное состояние создает у человека, определенную установку на запоминание или воспроизведение. Установка оживляет в сознании целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал.Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения,определяет отбор нужных сведений. Однако и в этой теории процессы памяти не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Поэтому она столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

Представители бихевиоризма и психоанализа В своих взглядах на законы памяти были близки к ассоцианистам.

Существенное различие заключалось в том, что бгосевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании

материала. 3. Фрейд и его последователи в психоанализе выявили роль положительных и отрицательных эмоций,

мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.Благодаря психоаналитической теории были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

В начале XX века возникает смысловая теория памяти . Ее авторы А. Бине и К. Бюлер подчеркивали, что работа соответствующих процессов памяти находится в непосредственной зависимости от наличия. или отсутствия смысловых связей, объединяющихзапоминаемый материал. На первый план выдвигается смысловое содержание материала

В отечественной психологии преимущественное развитие в изучении памяти получило направление, связанное с

общепсихологической теорией деятельности . память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему творческих и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

нейронные и биохимические теории памяти . постоянное хранение информации связано с химическими

или структурными изменениями в мозгу

Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться. составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое , как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Память и ее виды по психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.

Образная

Образная память - память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.

Двигательная

Сначала у ребенка появляется двигательная память - уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы. Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.

Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент. По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.

– сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Виды памяти - Структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала.

По характеру запоминаемого материала выделяются следующие виды памяти:

Зрительная,

Слуховая,

Осязательная.

По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют:

Сенсорную (срок хранение не более 1,5 с.),

Кратковременную (срок хранения не более 30 с.),

Долговременную (позволяет хранить материал постоянно, хотя и с некоторым угасанием во времени).

Это наиболее распространенные в научном обиходе виды памяти. Существуют и другие подходы к классификации памяти, в зависимости от потребностей исследователей. Психологами в качестве наиболее общих оснований для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по:

Запоминанию,

Хранению,

Воспроизведению информации.

Запоминание тесно связано, очевидно, с характером психической активности, преобладающей в деятельности. Поэтому память бывает:

Двигательная,

Эмоциональная,

Образная,

Словесно-логическая.

Деятельность, а следовательно и запоминание, зависит, безусловно, и от целей деятельности. По этому показателя память делится на:

Произвольную,

Непроизвольную.

Хранение информации - не очень удачный термин, потому что обычно под словом "хранение" подразумевается что-то вроде пассивного лежания того или иного предмета на полке в кладовке. Хранение информации в компьютере - тоже весьма пассивный процесс, и обычно сохранность того или иного файла не зависит от того, насколько часто его используют.

Для человека хранение информации - это периодическое его использование. Чем чаще человек прокручивает у себя в голове ту или иную информацию, а тем более использует ее в повседневной деятельности или размышлениях, тем информация сохраннее. Бывает, разумеется, что та или иная информация всплывает в сознании спустя десятилетия, но общая закономерность такова: чем чаще используешь, тем вероятность утери информации меньше и тем легче дается припоминание.

С какого момента поступления информации в организм начинается память? В обывательском представлении память начинается примерно с того момента, когда совершены некоторые сознательные действия над запоминаемым материалом. Например, учитель дал задание ученику выучить стихотворение. Ученик пришел домой, переоделся, пообедал, сел за уроки - активизировал свою память.

Следует, однако, не забывать про общий принцип работы памяти, заложенный в нас природой. А этот принцип один - сохранение во времени внешних сигналов. Если в человека кинуть камнем, то болевое ощущение будет распространяться по нервным волокнам уже после того, как удар получен, в восприятие и сознание болевой сигнал поступит еще позже; камень уже упал на землю, а неприятные ощущения и боль еще ощущаются (отчасти ощущение боли может сохраняться во времени из-за нарушения целостности кожного покрова); пройдут годы, а человек будет помнить и то, что в него кинули камнем, и того, кто кинул, и обстоятельства, при которых это произошло. Если бы памяти не существовало вовсе, то сразу после того, как камень перестал соприкасаться с кожей жертвы, последняя про это забыла бы.

Поэтому механизмы памяти вступают в действие сразу, как только рецепторы подверглись тому или иному воздействию. Далее вступают в силу процессы сохранения информации. Как уже говорилось, одно из распространенных оснований деления памяти на виды - по времени хранения. Выделяют сенсорную, кратковременную (и связанную с ней оперативную), долговременную. Каждый из этих видов памяти - не только ее вид, но еще и этап в обработке (сохранении) информации. Сенсорная память занята сохранением во времени максимально точной картины окружающей ситуации (изображение, звук и другое). Но наша память не может хранить всю информацию "один к одному". Если бы всё запоминаемое записывалось бы без искажений на "внутренний жесткий диск", то каждую секунду только от зрения поступало бы около 25 мегабайт информации. Поэтому вступает в действие кратковременная память, которая максимально упрощает воспринимаемую информацию. Упрощение происходит, например, за счет выделения фигуры из фона, схематизации. Активно работают ассоциации.

Если в нашем присутствии рассказывают стихотворение (например "Умом Россию не понять" Тютчева), то мы не запоминаем слова, потому что их уже знаем; в мозгу вырабатывается ассоциация с ранее запомненной информацией; в итоге наша память хранит воспоминание вроде такого: "Морковкин... Тютчев... Умом... Пафосно..." Каждое из этих слов - ассоциация с уже хранящимся в памяти: "Морковкин" - ассоциация с образом коллеги, "Тютчев" - с образом поэта, "Умом" - с его стихотворением, "Пафосно" - с характерными интонациями. Когда кто-то в последствии попросит нас рассказать, как прошла вечеринка, то мы вспомним про этот эпизод и по ключевым словам-ассоциациям восстановим картину происшедшего. Мы уже точно, один в один, не помним того, что было, но можем реконструировать события. Зная, например, характер Морковкина, можем предположить, как он выступал, какие жесты делал и т.д.

Основная задача, таким образом, кратковременной памяти - максимально упростить запоминаемый материал, отделить существенное от несущественного, создать предпосылки для долговременного хранения информации. Однако огромное количество жизненных, учебных, рабочих ситуаций требует не только и даже не столько работы долговременной памяти, сколько работы кратковременной. Домохозяйка готовит новое блюдо, пользуясь незнакомым рецептом, студент пользуется шпаргалкой на экзамене, автомеханик ремонтирует автомобиль - эти ситуации заставляют напрягать память, но долговременный результат не представляет значения. Домохозяйка, возможно, больше не будет готовить по этому рецепту (а если и будет, то может снова им воспользоваться), студента интересует лишь хорошая оценка (а работа по специальности - это так еще не скоро), в задачи автомеханика совсем не входит помнить каждый сделанный им автомобиль. Поэтому для выделения особых случаев, когда долговременное хранение информации не представляет интерес, ввели понятие оперативной памяти. Оперативная память - просто характерный подвид кратковременной. Также оперативную память можно рассматривать как некоторое функциональное состояние кратковременной памяти.

Для обычной кратковременной памяти характерно то, что значимая для личности информация переходит в долговременную. Как правило это достигается за счет вырабатывания ассоциативных связей с уже хранящейся в памяти информацией. Вся эта информация, хранящаяся в долговременной памяти, хотя весьма рыхлая, но тем не менее обладает целостностью, которую можно назвать картина (модель) мира. Новая информация попадает в эту модель мира при условии, что информация интересна и полезна (то есть заполняет собой некоторый пробел в знаниях), непротиворечива (то есть истинна по отношению к модели мира).

Предположим, религиозный человек сообщает атеисту, что мир был создан 8000 лет назад из яйца кукушки. Атеист эту информацию запомнит, но в каком виде? Он не может запомнить, вписать в свою модель мира, что он был создан 8000 лет назад из яйца кукушки. Но в этом и нет необходимости. Атеист просто запоминает, заносит в свою долговременную память запись: "Есть люди, по крайней мере один человек, которые верят, что мир был создан 8000 лет назад из яйца кукушки. Это забавно, можно рассказывать как анекдот".

Работа кратковременной памяти в обычном режиме носит весьма гибкий характер. Человек постоянно обращается к своей долговременной памяти, модели мира, пытается дополнить последнюю новыми знаниями. Иными словами, происходит постоянный поиск истины.

Когда кратковременная память работает в режиме оперативной, то, с одной стороны, довольно сильно повышается эффективность сиюминутного удержания оперативной информации, с другой стороны - резко снижается критичность к информации, ее осмысление, переход в долговременную память. Даже спустя пять минут может быть уже так, что человек не помнит какую-то довольно существенную информацию (домохозяйка не может вспомнить, клала она лавровый лист или не клала, студент не может вспомнить определение, которое только что переписал со шпаргалки, автомеханик не может вспомнить, сколько болтов он закрутил.

Можно предполагать, что природным механизмом, запускающим в действие оперативную память, является напряженное функциональное состояние. В случаях, когда человек вынужден решать интеллектуальные задачи за ограниченное время, запускается оперативная память. Именно поэтому ученые всех времен и народов любят заниматься наукой не спеша, в спокойной обстановке, для них качество важнее количества.

Другая известная классификация видов памяти была предложена П. П. Блонским, производится по характеру психической активности:

Двигательная,

Эмоциональная,

Образная,

Словесно-логическая.

Эти виды памяти находятся между собой в тесном взаимодействии. Даже такие далекие (вроде бы) друг от друга виды памяти, как двигательная и словесно-логическая, связаны между собой. Наша словесно-логическая память опирается на речевой аппарат, и когда мы повторяем строки любимого стихотворения, например, наш речевой аппарат активизируется, хотя его деятельность и остается подавленной: едва заметно напрягаются мышцы, с помощью которых мы разговариваем. Поэтому каждый раз, когда мы что-то повторяем про себя, мы это проговариваем, только беззвучно.

Двигательная (или моторная) память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических, в том числе трудовых, навыков, а также ходьбы, письма и т. д.

Природа оделила наши организмы богатыми возможностями в плане движения. Какие-то движения имеют в большей степени врожденные корреляты, какие-то - в меньшей. Имеется ряд врожденных безусловных рефлексов, например хватательный. Но всем более-менее сложным движениям приходится учиться. Только к концу первого года жизни ребенок встает на ноги. Пройдут многие годы, прежде чем ребенок научится играть на пианино или танцевать на сцене Большого театра. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия, что не является реальным.

При воспроизведении движений человек не всегда повторяет их один в один в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Следует к тому же учесть, что человек в принципе не может повторить одно и то же движение абсолютно точно. Виной тому - внутренний скелет и сложная система построения движений. В отличие от птиц, например, у нас имеется пирамидная нервная система. Если у птиц движения порывистые, похожи на движения роботов, то у человека движения гладкие, но подвержены помехам.

В экспериментах было показано, что наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

Интересно, что проще запоминаются движения в комплексе других движений. Легче запомнить один комплекс из десяти движений, чем десять самостоятельных движений, выполняемых в случайном порядке. Если когда-то движение было частью такого комплекса, потом его будет воспроизвести значительно сложнее.

Предположим, некоторый человек на протяжении пяти лет приходил на работу, открывал дверь кабинета, раздевался, переобувался, включал компьютер, делал себе кофе, затем вводил пароль и начинал работать. За эти пять лет он так привык набирать пароль, что мог его просто забыть в его вербальном выражении, особенно если пароль состоит из сложной комбинации букв и цифр. Однако пальцы его этот пароль "помнят", и за последние четыре года он ни разу не ошибался. Если этого человека попросить озвучить пароль, то ему это может удаться не сразу (потребуется представить, как он набирает пароль). Если он вдруг решил работать удаленно, подключаясь к серверу из своего дома, то может произойти то же самое: пароль не удается набрать. А не удается потому, что действие было выдернуто из комплекса.

Эмоциональная память - это, как понятно из названия, память на эмоции и чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить разного рода эмоции и чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоции связывают нас с нашими инстинктами - врожденными схемами поведения. Это важное обстоятельство, потому что значение эмоциональной памяти для личностного роста человека сложно переоценить. Так человек, как и любое другое животное, устроено, что он склонен повторять те ситуации, в которых ему было приятно, и избегать тех ситуаций, которые вызывают неприятные воспоминания.

Эмоциональная память может иметь как конструктивное значение, так и деструктивное. Если, например, ребенку понравилось получать пятерки, он будет стремиться и впредь учиться хорошо, чтобы чаще получать пятерки. Если же на глазах ребенка утонул в реке какой-то человек и это вызвало шок, то всю следующую жизнь он может бояться подходить к воде, потому что вид воды вызывает в памяти очень негативные воспоминания.

Для эмоциональных воспоминаний во всех языках существуют специальные слова. В русском это "чувства". Мы вспоминаем о шоколаде, нас посещают приятные эмоции - мы говорим, что любим шоколад. Мы вспоминаем о каком-либо неприятном человеке, нас посещают неприятные эмоции - мы говорим, что ненавидим этого человека. Само слово "чувство" связано с "чувствовать" в смысле "ощущать". Это объясняется тем, что мы свои эмоции на самом деле и ощущаем, и чувствуем всем телом.

Интересно, что работа эмоциональной памяти может быть не только причиной чувств, но и следствием их. Если мы в ссоре с кем-то, то, вспоминая ситуацию с участием этого человека, можем интерпретировать эту ситуацию в негативном ключе (например нам может показаться, что этот человек нас хотел оскорбить и оскорбил). Если мы помирились, то воспоминания могут быть совсем иными. Как и любой другой вид памяти, эмоциональная память - не точное и беспристрастное отражение действительного положения вещей, но примерное и субъективное.

Образная память - это память на развернутые представления:

Визуальные картины природы и сцены из жизни,

Сложные звуки (в том числе музыкальные произведения).

К образной памяти иногда относят и память на запахи, вкусы, осязательные впечатления. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме развернутых представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их:

Бледность,

Фрагментарность,

Неустойчивость.

Для образной памяти эти дефекты заметны лучше всего. Каждый человек хотя бы раз в жизни напрягал свою память, чтобы представить себе в деталях, например, как выглядит Храм Василия Блаженного или какие очертания у Японии...

Для образной памяти большое значение имеют врожденные задатки. Люди с очень хорошо развитым зрительным анализатором могут вспомнить, сколько было пуговиц на платье воспитательницы в детском саду, а люди с очень хорошо развитым звуковым анализатором могут по памяти напеть один раз услышанную песню.

Психологи-экспериментаторы довольно много изучали особенности отклонения представлений от первоначального образа восприятия. В основном эти отклонения могут идти по двум путям:

За счет смешения смешение образов,

За счет дифференциации образов.

В первом случае образ теряет свои специфические черты, и на первый план выступает общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Следующий вид памяти, словесно-логическая, выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Этот вид памяти эволюционно возник из образной памяти (звуковой). На каком-то этапе эволюции стало выгодно воспринимать и произносить звуки не только в виде образов, но и в виде сложных последовательностей звуков, то есть в кодированном, условном виде.

Мы запоминаем и воспроизводим мысли так, будто разговариваем сами собой: речь из внешней стала внутренней. Современная речь - это не только звуки, но и буквы, но тем не менее в обработке и хранении словесно-логической информации принимают участие те отделы головного мозга, связанные с обработкой звуковых стимулов.

Словесно-логическая память появилась тогда, когда человек научился условно кодировать произносимые звуки (когда-то "У-А-О" это было просто некий крик, не отличающийся от "А-У-О", теперь первое означает, например, огонь, а второе - охотиться). Поэтому для полноценной работы словесно-логической памяти нужна прослойка, называемая языком. Без языка (системы кодирования) вся речь теряет смысл. Запоминая какое-то предложение (например "Мама мыла раму"), мы на самом деле не запоминаем каждый звук по отдельности. Мы задействуем ассоциации с языком и как бы дергаем за ниточки. Дернули одну ниточку - вот слово-понятие "мама", вторую - "мыла", третью - "раму".

Язык - это что-то вроде постоянно хранящейся в памяти библиотеки стандартных звуков. Под звуком здесь подразумевается не только собственно звуки, но и слова, и даже целые фразы (например "Привет! Как дела?"). Каждый звук обладает уникальным смыслом, со своими ассоциациями. Также, что очень важно, мы в состоянии воспроизвести своим речевым аппаратом любой звук из языка. Язык часто рассматривают как социальный инструмент, каковым он разумеется является. Но другая важнейшая его функция - облегчение работы словесно-логической памяти.

Как уже говорилось, память делится на произвольную и непроизвольную, что зависит от целей деятельности. Если осуществляется целенаправленная деятельность по запоминанию материала, то речь идет о произвольной деятельности (например студент готовится к экзамену). Если запоминание не носит целенаправленного характера, говорят о непроизвольной памяти (так, например, мы можем запомнить, что вчера был дождь, а позавчера снег).

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Как уже отмечалось выше, работа кратковременной памяти осуществляется постоянно, интересное и полезное откладывается в долговременную память, хаотичное, скучное и бесполезное игнорируется и замещается в сознании другим материалом. Когда мы стараемся что-то запомнить в произвольном смысле (то, что надо, а не то, что хочется), мы:

Концентрируем свое внимание на том, что надо,

Используем разного рода мнемотехнические средства (например задействуем в своем сознании ассоциации, просто многократно повторяем),

Подбадриваем себя.

В этом и заключается произвольный характер работы памяти. Довольно легко можно запомнить таким образом небольшие объемы скучной информации. Однако нет особенной гарантии того, что эта информация останется в долговременной памяти. Для успешного запоминания очень важен интерес, а им, к сожалению или радости, управлять тяжело. В качестве замены интереса может выступить самовнушение: "Это очень важно, это надо запомнить".


Определение памяти

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.

Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

3) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная памят ь, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

· Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает " работать" позже других видов. П.П. Блонский называл ее " память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременнаяпамять - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.


Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить Васильева Е. Е. Васильев В. Ю.

3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память .

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое?либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти , существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти . Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996), долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Виды памяти В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.Моторная память является эволюционно самым

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Основные виды памяти Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Виды памяти Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

13.1. Брак как способ закрепления любовных отношений Для продолжения и укрепления любовных отношений люди вступают в брак. А. П. Чехов писал в связи с этим: «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

2. Существуют ли разные виды памяти! Этот вопрос относится только к психологическому аспекту человеческой памяти - памяти, в общих чертах описанной выше. Вопрос это непростой, но я попытаюсь ответить на него, не вдаваясь в незначительные подробности. Человеческую память

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Использование обстановки для закрепления новых привычек поведения Важно помнить о конечной цели, и идеал в процессе осуществления рациональных перемен – создание привычки, которая позволит системе «вперед» совершать новые действия автоматически. Ключ к этой

автора Блонский Павел Петрович

1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации исследователей, отражают одно и то же явление - память.

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Самая эффективная техника закрепления материала Прежде чем сделать перерыв или закончить учебный день, скажите: «Я попрошу вас разбиться на группы из трех человек и даю вам две минуты на обсуждение того, что вы сегодня узнали. Начали!»Через две минуты вы можете сказать:

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Важный совет Практикуйтесь для закрепления Играйте в эту игру как можно чаще. Замечайте, когда беседуете с людьми, пространство между собой и ними, пространство между собой и компьютером, когда работаете. Замечайте пространство, вмещающее любые объекты – людей, чашку с

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

9.1. Кризис продолжительности жизни Негативные тенденции в динамике продолжительности жизни населения России – сложный и многослойный социальный феномен. Он обусловлен различными причинами, одни из которых лежат на поверхности, а другие скрыты в глубине социальной